Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель русского языка и литературы Н.М. Рыжкова Н.М. Рыжкова
Терминологический диктант Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке: 1.Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? 2.Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? 3.Образное определение? 4.Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? 5.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого - либо явления? 6.Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого - либо явления? 7.Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному?
8.Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? 9.Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? 10.Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением? 11.Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? 12.Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? 13.Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? 14.Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? 15.Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок?
Ключ к терминологическому диктанту. Проверь себя!: 1.Метафора 2.Сравнение 3.Эпитет 4.Метонимия 5.Гипербола 6.Литота 7.Ирония 8.Аллегория 9.Олицетворение 10.Перифраза 11.Анафора 12.Эпифора 13.Антитеза 14.Градация 15.Инверсия
А 1 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие 1. Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин) А метонимия 2. Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) Б эпитет 3. Миллион казацких шапок высыпал на площадь. ( Н.Гоголь) ( Н.Гоголь) В метафора 4. Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н. Гумилев) Г сравнение Д синекдоха
А 2 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие 1. Певец пиров и грусти томной, Когда б еще ты был со мной… (А.С.Пушкин) (А.С.Пушкин) А эпитет 2. Оба мы еще не понимали, как земля для двух людей мала… ( А.Ахматова) Б антономазия 3. Как в страшный год, возвышенны Бедою, Ты – маленькой была, я – молодою. ( М.Цветаева) В антитеза 4. Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. ( М.Лермонтов) Г литота Д перифраз
А 3 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие 1. Белилами румяню бледность. (М.Цветаева) (М.Цветаева) А сравнение 2. Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточных лилий… ( Н.Гумилев) Б перифраза 3. Еще в предутренних сумерках человечества мы получили его( искусство)… ( А. Солженицын) В аллегория 4. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!. ( В. Маяковский) Г оксюморон Д гипербола
Тест 1 Тест 2 Тест 3 1 В 1Д1Г 2Г2Г2А 3Д3А3Б 3Д3А3Б