Информационные технологии в образовательном процессе как средство повышения мотивации и познавательного интереса учащихся МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер
Варианты осуществления компьютерной технологии Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач ) Как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей Как монотехнология (все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера)
Акцент целей Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей Подготовка личности «информационного общества» Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения Подача ребенку такого количества учебного материала, какое только он может усвоить
Концептуальные положения Обучение – это общение ребенка с компьютером Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект, субъект- субъект, объект-субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация как угодно велики
Особенности методики Компьютерные средства обучения относятся к интерактивным, т.е. обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог Возможность использования компьютера на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
функции учителя рабочего инструмента объекта обучения досуговой среды
Компьютер в функции учителя Источник учебной информации Наглядное пособие Индивидуальное и информационное пространство Тренажер Средство диагностики иконтроля
Компьютер в функции рабочего инструмента Средство подготовки текстов и их хранения Текстовый редактор Графический редактор Вычислительная машина больших возможностей Средство моделирования
Компьютер в функции объекта выступает при: программировании, обучении его заданным процессам создании программных продуктов применении различных информационных сред
Досуговая среда организуется с помощью: игровых программ компьютерных игр по сети компьютерного видео
Функции учителя при использовании компьютерной технологии Организация учебного процесса на уровне класса, на уровне предмета (КТП, диагностика, контроль) Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи Подготовка компонентов информационной среды, связь с предметным содержанием определенного учебного курса
Мониторинг использования компьютерной технологии учителями МОУ СОШ с. Чемодановка Участвовало в анкетировании – 22 человека Количество уроков с использованием НИТ – 193
Предметы, на которых были использованы НИТ Физика – 1 (0,5%) Русский язык и литература – 30 (15,5%) МХК – 16 (8,3%) География – 2 (1,03%) Иностранный язык – 15 (7,8%) Биология – 13 (6,7%) Математика – 61 (31,6%) ИЗО – 26 (13,5%) История – 3 (1,6%)
Тип уроков, на которых используются НИТ урок объяснения нового материала – 8 (36,4%) урок закрепления знаний – 8 (36,4%) урок систематизации и обобщения знаний- 12 (54,5%) урок контроля – 10 (45,4%) комбинированный урок – 7 (31,8)
Область и вид использования и применения НИТ электронные презентации, созданные самим учителем - 8 (36,4%) электронные презентации, созданные учениками – 5 (22,7%) методические разработки в виде электронных презентаций– 5 (22,7%) Интернет-ресурсы – 3 (13,6%) раздаточный материал – 18 (81,8%) наглядный материал – 18 (81,8%) материал для диагностики и контроля знаний – 15 (68,2%) электронные таблицы – 1 (4,5%) проектная деятельность учащихся с использованием компьютерных технологий – 3 (13,6%) доклады, рефераты учащихся – 14 (63,3%) видео – 3 (13,6%) аудио – 6 (27,3%) электронные ресурсы – 0
Повысилась ли общая эффективность урока в результате применения НИТ и ОЭР? Да – 20 (90,9%) Затрудняются ответить – 2 (9,1%) Способствовало ли, на Ваш взгляд, применение НИТ и ОЭР формированию познавательного интереса учащихся? Да – 20 (90,9%) Затрудняются ответить – 2 (9,1%)
Использование НИТ и ОЭР в образовательном процессе позволяет: более рационально распределять время урока –16 (72,7%) активизировать познавательную деятельность учащихся – 21 (95,5%) эффективно организовать самостоятельную работу учащихся – 14 (63,3%) осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании – 14 (63,3%) реализовать личностно-ориентированный подход в обучении – 14 (63,3%)