Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,
Advertisements

Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,
Понятие метапредметности. Метадеятельность, как универсальная деятельность, ее отличие от предметной Дербина Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания.
Понятие метапредметности в современной педагогике, его структура и содержание Будапешт,2011.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Метапредметные и личностные результаты в основной школе Проектно-аналитический семинар г. Пермь, октября 2011 г.
Педагогическая мастерская Машуков Александр Васильевич, помощник ректора.
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Тема: «Преемственность стандартов общего образования четырех уровней» Выполнили: Ходырева М. С. Дементьев И. В. г. Воткинск 2014 г.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Системно - деятельностный подход в обучении иноязычной культуре общения в условиях ФГОС ООО Автор выступления: Широкова С. В., учитель английского языка.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Лисасина Н.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112». 31 января 2013г.
Транксрипт:

Метапредметность в образовании

В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». «Мета-» как часть сложных слов имеет несколько значений: промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (метагалактика, метацентр); в эпистемологии и психологии приставка «мета-» означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория); вслед за метафизикой, описывающей принципы, на которых основана физика, приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности.

Метапредметный подход в образовании На роль идеологов и реализаторов метапредметного подхода претендуют прежде всего две школы: Громыко Юрий Вячеславович. Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. Монография «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г. Хуторской Андрей Викторович. Организация – центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО учредил Институт образования человека. Вопросами метапредметного содержания образования занимаются с 1980-х гг.

Метапонятия – метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Аналогичные понятия – универсальные знания и способы; мыследеятельность. Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер. Две составляющие – метазнания и метаспособы. Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. Метазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания. характеристика метазнания – надпредметность и интегративность.

Суть метапредметного подхода Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

Задачи/результаты метапредметного подхода Когнитивный аспект: 1.Понимание 2.Интеграция; уровни: – всеобщий (философский) – общий – внутрипредметный Деятельностный аспект: 1.Мышление 2.Метадеятельность 3.Рефлексия 4.Коммуникации

Предлагаемые средства достижения 1.Определенные технологии 2.Метапредметы 3.Надпредметные программы 4.Метапредметные темы в рамках предметных курсов 5.Специальная деятельность 6.Специальные приемы 7.Специальная дидактика

Стандарты Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные результаты Освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Управленческие и педагогические задачи 1.Определить те метапредметные и личностные результаты, достижение которых вы хотите обеспечить прежде всего для той или иной категории учащихся; обосновать выбор. 2.Разработать средства (содержание, формы, методы), обеспечивающие получение учащимися этих результатов в ходе активной деятельности. 3.Разработать систему мониторинга, позволяющую достаточно объективно фиксировать получаемые результаты. Поэтому проектируемые средства достижения метапредметных и личностных результатов мы называем инновационными образовательными практиками (ИнОП).

Инновационные образовательные практики Инновационные – потому что к ним предъявляются новые требования, еще не вошедшие в массовую практику. Образовательные – потому что в процессе должно происходить обучение, воспитание и развитие учащихся. Практики – потому что в основе должна лежать деятельность учащихся, в которой они будут иметь возможность применить в ситуации, выходящей за рамки сугубо учебной, осваиваемые метаспособы; эта деятельность должна быть для учащихся значимой и осмысленной и связывать содержание образования с социальной реальностью, в которой учащиеся существуют и действуют.

Характеристика проектируемой деятельности (требования) Содержание деятельности носит над- или внепредметный (по отношению к учебным предметам) характер; оно непосредственно или опосредованно связано с их реальной жизнью в стенах школы или за ее пределами, с их жизненным опытом. Деятельность должна быть осознанной (учащиеся должны понимать, что, как и зачем они делают) и мотивированной (видят смысл, испытывают интерес). Деятельность должна приводить к получению конкретного результата, выраженного в форме объективированного показателя, по возможности – продукта; результат должен быть варьируемым (неоднозначным); желательно, чтобы результат имел значимость хотя бы в рамках ученического коллектива. Высокий уровень самостоятельности и ответственности за результат, преобладание активных форм работы, минимизация репродуктивности и заданной алгоритмизации. Возможность содержательной дифференциации и индивидуализации деятельности каждого учащего в рамках ученического коллектива. Наличие объективированной прозрачной системы диагностики результатов деятельности учащихся с использованием балльной шкалы и/или определением рейтинга.

1.Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности 2.Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование 3.Развитие коммуникативной компетентности 4.Профильное и профессиональное самоопределение, построение индивидуальной образовательной траектории 5.Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме Примерные направления ИнОП

Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Основная задача – развитие познавательных способностей учащихся: освоение надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий, систематизация и обобщение материала, понимание и интерпретация текстов, выстраивание причинно-следственных связей и др. Используемые формы и методы работы должны также обеспечивать развитие познавательного интереса, стимулировать познавательную активность. Рекомендуемые формы: Надпредметные курсы различной продолжительности, обязательного, выборного или факультативного характера. Система внеурочных мероприятий (олимпиады, марафоны, интеллектуальные и деятельностные игры и др.), позволяющая учащимся применять и отрабатывать осваиваемые метаспособы. Рекомендуемые методы: Элементы развивающих педагогических технологий Игровые приемы организации отработки и контроля знаний

Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Необходимые условия: Режим педагогического проектирования Наличие (разработка) соответствующего дидактического обеспечения Научно-методическое сопровождение: Руководитель направления – Елена Михайловна Пототня, ст. преподаватель КОТВШ РИНО ПГУ. 25-летний опыт работы в школе, два гранта Сороса, несколько учебных пособий по химии, изданных в Москве и Перми. Консультации в рамках гранта включают следующее содержание: способы формирования надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий; игровые формы организации образовательного процесса; разработка надпредметных курсов.

Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Возможное содержание работы за рамками гранта (по заявке): - Метапредметный подход в образовании. - Метапонятия и метаумения: содержание, способы формирования, использование в учебном процессе. - Игровые формы организации образовательного процесса: 1) нетрадиционные (игровые) задания, обеспечивающие и диагностирующие метапредметные результаты обучения; 2) игровые приемы организации отработки и контроля знаний; особо рассматривается вопрос использования этих приемов в работе со слабоуспевающими и немотивированными учащимися; 3) деятельностные игры как особая форма организации урочного и внеурочного; 4) полипредметные игры; 5) интеллектуальные игры как форма организации содержательного досуга. Возможные формы работы за рамками гранта: - Лекции - Семинары (1-3 дня) - Курсы повышения квалификации (до 72 часов)