Реформа электронизации и архитектура электронного государства Анатолий Левенчук короткая версия pro 1.0.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЦП «Электронная Россия» как реформа Ц.В.Церенов – заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.
Advertisements

«Электронная Россия» гг.. 2 Развитие ИКТ- сектора (технопарки, инфраструктура, связь,… ) Электронное государство (правительство, суды, парламент)
Концепция АЭГ (архитектуры электронного государства) Институт Архитектуры электронного государства при Академии Народного Хозяйства.
Концепция ЭАР (электронных административных регламентов) Институт Архитектуры электронного государства при Академии Народного Хозяйства.
Ц.В.Церенов – заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Конференция Microsoft.
1 Соответствие Региональной информационно- аналитической системы требованиям Концепции государственного учета Директор департамента Корпорации ПАРУС –
Совещание – семинар «О задачах региональной системы в области формирования информационно- образовательной среды» Департамент общего образования Томской.
СООТВЕТСТВИЕ ПОДХОДОВ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЯМ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА Докладчик: Ситников Дмитрий Викторович – руководитель.
Практические аспекты внедрения электронного документооборота в органах государственного управления Проблемы сочетания электронного и бумажного документооборота.
Декабрь 2011 года Правовые основы предоставления муниципальных услуг: новеллы регулирования Волошкин Иван Геннадьевич, ведущий специалист.
Отдельные вопросы финансового обеспечения деятельности учреждений в новых условиях (открытие и ведение лицевых счетов)
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Организация работы с ФОИВ в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» ФЕВРАЛЬ 2007.
Соблюдение требований законодательства о персональных данных органами государственной власти и местного самоуправления по Ярославской области Начальник.
«РАЗРАБОТКА ТИПОВОГО ПЕРЕЧНЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Об исполнении III этапа перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме А.В. Горбунов, Министр промышленной политики, транспорта и.
Публикация правовых актов органов местного самоуправления на официальных сайтах: правовые и организационные аспекты Начальник отдела организационной работы.
Отнесение информационных систем к государственным и закрепление их статуса Михаил Борисович Замшев заместитель директора БУ ВО «ЦИТ» Научно-практическая.
Информатизация госсектора или качество госуправления?
СЕМИНАР « Проблемы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид » 17 мая 2011 г.
Транксрипт:

Реформа электронизации и архитектура электронного государства Анатолий Левенчук короткая версия pro 1.0

Реформы регулирования меньше прогресс больше правовая система общественное сознание новая социальная, технологическая, политическая парадигма Суть реформ: изменить правовую систему в соответствии с новой социальной, технологической, политической парадигмой таким образом, чтобы при этом не возникло конфликта с общественным сознанием.

Реформа электронизации: какое законодательство меняется и инфраструктура создается промышленная политика – снятие ограничений по развитию ИКТ Реформа связи Снятие препятствий для роста отрасли ИТ «Электронный бизнес» (снятие ограничений на использование в бизнесе) Социальная политика – внедрение в практику госсоцсектора Образование Медицина Культура (музеи, библиотеки) Муниципальное ЖКХ Электронное государство - использование в госуправлении Электронный учет Электронное администрирование Электронный доступ к информации государства Электронный (информационный) аудит Архитектура программного обеспечения Особенности приемки-сдачи и учета госзакупок ПО Информационное регулирование – учет широкого использования ИКТ в информационных отношениях Информационные режимы Информационные регламенты финансируется за счет средств ФЦП «Электронная Россия»

Электронизация и промышленная политика Не «развивать» ИКТ искусственно за счет отраслевых преимуществ или госбюджета, но снимать препятствия для роста. Нет отдельно «электронного бизнеса», а «просто бизнес» не требует промышленной политики. Есть госрегулирование ИКТ в бизнесе – признание «электронного» государством (судами, госорганами). Реформа коммуникаций (связи) Дерегулирование провайдеров Контроль и надзор по обеспечению общественной безопасности Дерегулирование использования радиочастотного спектра Приватизация Почты России Снятие препятствий для роста сектора ИТ (отдельно от коммуникаций) Экспорт-импорт Бухучет и налоги Интеллектуальная собственность (патенты на software etc.) Учет в образовательных программах (в связи с зависимостью от гособразования) Электронный бизнес (e-business, e-banking, e-trade) Признание государством (судами и госведомствами) новых опосредованных ИКТ отношений в бизнесе (электронный обмен сообщениями, электронный документооборот, электронная подпись и т.д.)

Социальная политика «Предпринимательская деятельность» государства Параллельные услуги есть в частном секторе Образование Медицина Культура Муниципальное ЖКХ

Электронное государство Означает альтернативу «бумажному государству» Термин будет существовать только в «переходный период» Только отношения в рамках государственного управления (административные аспекты государства, административные отношения – но не оборона, школа и т.д.) Задается требованиями Архитектуры электронного государства

Информационное регулирование Кодификация информационного законодательства и учет особенностей широкого применения ИКТ в обществе Система информационного регулирования – аналогично системе технического регулирования Разделение регулирования на Информационные режимы (тайны, раскрытие, копирайт и т.д.) Информационные регламенты (по сферам отношений – персональные данные, государственная безопасность, интеллектуальная собственность и т.д.)

Создание электронного государства Разработка мер и инфраструктуры регулирования («Электронная Россия») Разработка и внедрение проектов информатизации (бюджеты органов власти) Использование разработанных систем в госуправлении

Проекты информатизации Проект информатизации (бюджет 50млрд. – 2004г.) «для гозаказчика» Требования АЭГ Требования информрегу- лирования Требования госполитики Общие требования (законодательство) Разработка требований и инфраструктуры (ФЦП «Электронная Россия» млрд.) «для всей страны» Требования госзаказчика (техническое задание инфраструктурного обеспечения других реформ госуправления)

ФЦП «Электронная Россия» как финансирование реформы электронизации ФЦП «Электронная Россия» -- это финансируемые государством мероприятия реформы (госрегулирования), направленной на приведение в соответствие современного мирового уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) российского законодательства общественного сознания. Программа должна реформировать регулирование и инфраструктуру (повсеместность) использования ИКТ в государственном управлении и социальной (финансируемой из госбюджета) сфере с целью обеспечения политических задач реформы госуправления.

Реформа госуправления Архитектура электронного государства Судебная реформа Военная реформа Политические требования Электронное государство Модели АЭГ (учет, ЭАР, раскрытие, аудит) Архитектура программного обеспечения и требования к госзакупкам

Компоненты электронного государства Компоненты электронного государства (определяются моделями АЭГ): Электронный административный учет Электронные административные процессы Электронный доступ граждан к информации государства Электронный (информационный) аудит Архитектура программного обеспечения Требования к госзакупкам программного обеспечения (оформление результатов и особенности передачи прав госзаказчику)

Электронный административный учет Официальный (юридически значимый) электронный (компьютерный) административный учёт сведений о субъектах, их административных статусах, правах, обязанностях и совершенных ими действиях. Подразумевает технологические и организационные требования к ИКТ-системам, обеспечивающим официальность (юридическую значимость учета). Учет ведется в реестрах (компьютерных базах данных), документы (в том числе электронные) – это выписки состояния учета на какой-то момент времени или поручения на изменения в учете.

Законодательный прецедент электронного учета ФЗ-39 «О рынке ценных бумаг» (1996г.), из статьи 8: Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и / или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг. Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

Электронные административные процессы ЗАЧЕМ: Использование ЭАП позволяет сразу снять как минимум половину поводов для волокиты: там, где не нужно принимать содержательных решений, а только предоставить учетную выписку (получить и принести справку). Административные регламенты связаны друг с другом так, что на сегодня общую длину определяемых ими административных процессов (совокупности последовательной и параллельной волокиты) для граждан невозможно отследить. Должен быть специальный вид описания (нотация), в котором представим целостный межведомственный процесс волокиты (ЗАГС-МНС- ЖКХ-МВД… -- «к пуговицам претензий нет? А пиджачок-то не сидит…») Административный процесс (определяемый административным регламентом): компьютеры используются справочно Электронный административный процесс (определяемый ЭАР): компьютеры используются официально

Электронный доступ граждан к информации государства Основная идея – распределенный контроль (постановка государства под контроль граждан). Зафиксирована в требованиях информационного регулирования Требования АЭГ по электронному доступу граждан к информации государства поддерживают требования информационных режимов раскрытия информации и доступа к информации (информ.регулирование – «что», АЭГ – «как») Электронное раскрытие информации (проактивное обеспечение доступа) как дополнение к «просто доступу» по запросу Регулирование информационных отношений: исключения из раскрываемой информации, ликвидация серой зоны Доступ (реактивный) – внутриведомственная переписка, не учитываемая специальным образом Требования информрегулирования должны быть поддержаны архитектруно. Частные провайдеры доступа (Консультант, Гарант, Яндекс, Апорт, Рамблер) Доступ граждан к персональной информации (тайна для других, не тайна для учтенного лица)

Электронный аудит Выполнение органами власти требований Архитектуры электронного государства должно быть проверено. Этим занимается электронный (информационный) аудит. Регулярная проверка соответствия ИКТ-систем государства и электронных административных процессов на соответствие регламентам и стандартам АЭГ. Может выполняться как государственными органами (Счетная Палата), так и частными организациями (прецедент – аудит Банка России).

Архитектура программного обеспечения Все внешние интерфейсы программных модулей должны быть специфицированы Все внутренние интерфейсы рекомендуется специфицировать Есть небольшой список рекомендуемых софтверных стандартов Есть правила декларации используемых в информационных системах государства софтверных стандартов и процедур их проверки

Особенности госзакупки ПО Регистрация устанавливаемого ПО с указанием используемых стандартов и раскрытием кодов (это «продолжение законов») Сдача не только исходных текстов и документации, но и тестов (независимость заказчика в последующих модификациях) Публикация в интернете под свободными лицензиями (1. как «продолжение законов» и 2. возврат денег налогоплательщиков) Информационный аудит как процедура приемка- сдачи и введения в эксплуатацию. Далее – регулярный информационный аудит.

Регламентация и стандартизация Регламенты – это принятые к обязательному исполнению стандарты. Регламенты существуют в виде нормативных актов различного уровня (приказы министерств, Постановления Правительства, федеральные и местные законы). Стандарты – это добровольно исполняемые правила и спецификации. Стандарты обычно разрабатываются в промышленных консорциумах по стандартизации. Разработка стандартов и регламентов обычно начинается с подготовки и публичного обсуждения Концепций (white papers) Основные требования к стандартам: Эффективность Открытость взаимосогласованность.

Этапность реализации Модельная реализация Проект стандарта Публичное обсуждение Утверждение в качестве регламента и разработка инфраструктуры Концепция

Материалы: Спасибо за внимание!