Ж ОСТОВСКИЙ ПОДНОС Составила презентацию Надточий Ольга Михайловна
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше, поднос. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
О ВАЛЬНЫЙ КРАСНЫЙ Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
Ч ЕРНЫЙ ПОДНОС С БУКЕТОМ ЦВЕТОВ.
Н АТАЛЬЯ С ОКОЛОВА, Г ОЛУБЫЕ ЦВЕТЫ
Н АТАЛЬЯ К ЛИМОВА, Ч ЕРНЫЙ С ЦВЕТАМИ Главная тема украшения жостовских подносов букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы.
О ЛЬГА Б ОРИСОВА, Б ЕЛЫЙ ПОДНОС
Л АРИСА П ИЧУГИНА, В ИШНИ
М ИХАИЛ Б ЫЧКОВ, Р ОЗОВЫЙ ПОДНОС
Е ВГЕНИЯ М ЕШКОВА, Р ОМАШКИ Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер- живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом.
И РИНА С ОКОЛОВА, П ЕЙЗАЖ 3
Н ИКОЛАЙ Е ВГЕНЬЕВИЧ Л АПШИН. В ЕСНА Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п. Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.
И РИНА Ю РАСОВА, Т РОЙКА 2
М ИХАИЛ Б ЫЧКОВ, Т РОЙКА 3
С ЕРГЕЙ Ф ИЛИППОВ, "К ОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ "
Н ИКОЛАЙ А НТИПОВ, "Н АНСЕН СКУЧАЕТ ПО Е ВЕ "
Н АТАЛЬЯ Ф РОЛОВА, "С ИНЯЯ ПТИЦА "