«Воспитание –это педагогическое управление процессом развития личности.» Х.И. Лийметс
Анализируя успехи и неудачи воспитательной работы в начальной школе за последние годы, мы пришли к выводу, что воспитательная работа в школе не является целостной системой, а лишь совокупностью локально – проводимых мероприятий. Создавалось впечатление, что каждый классный коллектив жил своей жизнью, не было единства в воспитательной работе всей начальной школы. Именно этот факт привёл к разработке программы «Воспитательная работа в начальной школе»
В основу программы положена система работы академика И.П. Иванова «Коллективно – творческая деятельность» (КТД) с учётом психолого – педагогических особенностей детей нашей школы, где используется игра для младших школьников «Цветик - семицветик». Все учащиеся начальных классов живут одним общим делом.
Основа программы Ориентирует детей на общечеловеческие ценности: -Человек, -Семья, -Отечество, -Труд, -Знания, -Мир, -Культура, -Земля. Человек Семья Труд Отечество Мир Земля Культура
Цель воспитательной работы 1.Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, развитие потенциальных талантов. 2.Воспитание нравственного человека, личности способной принимать решение в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими людьми, своей страной и человечеством.
Формы работы -Дискуссионная («Каждому делу – своё время», «Добрый ли я?»); -Состязательные («Рыцарские турниры», «Молодецкие игры»); -Художественно – эстетические («Очаровашки», «Праздник мам», «Весна, ах весна!»); -Психологические (позволяющие ребёнку осознать самого себя).
Результативность В процессе работы по данной программе создаются условия для: -Проявления самостоятельности; -Проявления активной общественной и гражданской позиции; -Саморазвитие и самореализация.
Работа по программе дала положительный результат, о чём могут свидетельствовать проведённые анкеты среди детей и родителей с целью выявления удовлетворённости учащимися и их родителями результатами деятельности в классе и школе. На вопрос : -Среди своих одноклассников Ваш ребёнок чувствует себя комфортно (ответили «Да» -83 %) ; -Школа способствует формированию достойного поведения ребёнка (ответили «Да» - 87 %); -Начальная школа создаёт условия для развития способностей детей (ответили «Да» - 91 %)
Большую роль выполняет в воспитательной работе классный руководитель, учитель начальных классов. Его роль заключается в следующем: -Аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, анализ уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья)
-Организационно – координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи)
-Коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик; создание благоприятного психологического климата);
Основными критериями оценки воспитательной работы является мера повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, гигиеническое развитие. Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.
В результате работы мы пришли к выводу, что у ребёнка отсутствует тревожность, но преобладает чувство успеха, радости, комфорта, взаимопонимания, самореализации, а это значит, ребёнок развивается, становится нравственно – устойчивым, удовлетворённым. Начальная школа – это фундамент школьного здания для продолжения воспитания и образования, где главным строителем является содружество учителя и ученика