МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием научного аппарата, методов исследования. Методы исследования – это способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования, обучения учащихся, их развитие как личности.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Методология - греч. methodos – путь иссл. или познания, теория, учение; logos – слово, понятие. Методология: - Система принципов и способов организации и построения теории и практической деятельности; - Учение о научном методе познания - Совокупность методов, применяемых в какой- либо науке В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТ - Педагогические системы - Педагогические явления - Педагогические процессы ПРЕДМЕТ Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения
Педагогические исследования Фундаментальные Закономерности, принципы воспитания, развитие научных знаний, открытие новых научных областей знаний Прикладные Решение конкретных практических и теоретических задач по содержанию воспитания, обучения, образования Методические разработки и научное обоснование учебников, учебных пособий, методических рекомендаций ЭкспериментальныеТеоретические
Методы педагогических исследований Теоретические (анализ, синтез, аналогии, моделирование и т.д. ) Эмпирические Диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование) Преобразующие (проектирование, эксперимент) Статистической обработки данных (математической статистики, шкалирование, ранжирование)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. На основе любого учебника по педагогике подготовить конспект «Достоинства и недостатки эмпирических методов исследований» 2.Найти в любых источниках (учебники по педагогике, популярные журналы и др.) примеры разработанных анкет, тестов. 3. Провести микроисследование в командах из 3-х чел. на тему: «Проблемы студенчества», «Есть ли коллектив в нашей группе?», «Хороший ли я студент?»