Экспериментальная площадка ФГУ ФИРО РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ ВУЗОВ, НАУЧНЫХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Проблемы адаптации в высшей школе Андрух О.Н., Маслова И.В., Темникова С.С.
АдаптацияАдаптация (лат. аdaptatio-приспособлять) - это "приспособление структуры и функций организмов и их органов к условиям среды" Социальная адаптацияСоциальная адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включающий усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Адаптация в высшем учебном заведении Адаптация в высшем учебном заведении – это усвоение существующих норм и правил университета, установление взаимодействия в учебной группе, в новом коллективе, знакомство с преподавателями и сотрудниками университета.
Этап 1. Конфронтация и принятие реальности. Этап 1. Конфронтация и принятие реальности. Этап 2. Устранение ролевой неопределенности Этап 2. Устранение ролевой неопределенности Этап 3. Достижение согласия с контекстом. Этап 4. Обнаружение признаков успешной социальной адаптации. Четыре основных этапа социальной адаптации (Д.Уонсон)
Три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза - адаптация формальная - адаптация общественная - адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, ее требованиям к своим обязанностям; - адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; -адаптация дидактическая - адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе
Проблемы студентов, в отношении которых процесс адаптации не организован Школьный стереотип отношения к процессу обучения.Школьный стереотип отношения к процессу обучения. Ощущение полной свободы от родительской опеки. Не знание прав и обязанностей студента, правил обучения и поведения в вузе. Отсутствие навыков самостоятельной работы. Неуверенность в общении с незнакомыми студентами группы и сотрудниками деканата
Проблемы организации адаптации в вузе Отсутствие нормативной базы. Отсутствие ресурса времени на адаптивный курс (учебные планы не предусматривают проведение адаптации), сложности с человеческими и финансовыми ресурсами. Резкое сокращение количества слушателей на подготовительных курсах вследствие эксперимента по ЕГЭ.
Сравнительный анализ организации адаптации в высшей военной и гражданской школе Высшая военная школаВысшая гражданская школа Статус адаптацииОбязательныйЭкспериментальный, инновационный Нормативно-правовые документы, регламентирующие данный вид деятельности Приказ Министра обороны РФ «Организация ОВП с курсантами 1 курсов» Отсутствуют Основное содержание нормативно-правовых документов Определяет цель и содержание учебного плана ОВП Отсутствует Сроки проведения1 месяц до начала освоения профессиональной программы обучения 1-5 дней либо до учебного года, либо в начале учебного года
Цель адаптивного курса в УП МГТУ «МАМИ» усвоение студентами существующих норм и правил университета, установление взаимодействия в учебной группе, знакомство с сотрудниками и преподавателями университета
Задачи адаптивного курса снижение дискомфорта первых учебных дней; ознакомление студентов с нормами и правилами обучения в университете; знакомство студентов с историей и традициями университета, приобщение к традициям университета; изучение правил пользования библиотечным фондом; знакомство студентов с руководителями и сотрудниками факультета и университета; знакомство и сплочение студентов внутри учебных групп; выявление студентов с лидерскими, творческими и др. способностями для дальнейшего формирования актива учебных групп; формирование психологического портрета студентов и групп; анкетирование с целью выявления их интересов и способностей.
Содержание подготовительного этапа адаптивного курса Утверждение плана адаптивного курса Формирование перечня необходимого оборудования. Подготовка персонала. Подготовка оборудования и ресурсов.
Содержание адаптивного курса Тренинг «Развитие коммуникативных навыков» Тренинг «Командообразование» Лекция «Устав и Правила внутреннего распорядка МГТУ «МАМИ» Лекция «История, традиции и культура МГТУ «МАМИ» Тренинг «Лидерство» Практическое занятие «Правила пользования библиотечным фондом» Лекция «Виды занятий в вузе» Практическое занятие «Анкетирование» Торжественное мероприятие «Посвящение в студенты МГТУ «МАМИ»
Тренинг «Развитие коммуникативных навыков»
Тренинг «Командоообразование»
Тренинг «Лидерство»
Преимущества проведения адаптивного курса студенты первого курса органично вливаются в коллектив УП МГТУ «МАМИ»; повышается социальная и личная активность студентов-первокурсников; формируется положительный эмоциональный фон по отношению к обучению в университете; студенты становятся полноправными участниками учебно-воспитательного процесса в вузе; уменьшается количество асоциальных явлений среди студентов; руководство вуза изучает особенности студентов и учебных групп.
Критерии эффективности адаптационного курса в УП МГТУ «МАМИ» 1.Группа объективных критериев: - успешность собственной деятельности – снижение процента отчислений на первом курсе; - стабильность в процессе учебы функционального состояния организма студентов (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций). 2. Группу субъективных критериев: - удовлетворенность процессом обучения (60% удовл.); - удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом) комфортно в группе себя чувствуют через 2 месяца обучения - 96%).