«Компетентностностный подход» в проектно- исследовательской деятельности Выполнила руководитель ШМО МКОУ «Межовская СОШ» Шинкевич Ф.Г
Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций обучающихся:
Определяя проблему, пути ее решения Поиск информации и её переработка Развивают информационную компетенцию Работая в паре или в группе совершенствуют коммуникативную компетенцию умение организовать работу, спланировать, осуществлять самооценку деятельности Учебно-познавательная компетенция В ходе работы над проектированием и воплощением изделия Профессиональные компетенции (технологическая, предметная) Формируют проблемную компетенцию Освоение обучающимся Способов саморазвития, саморегуляции Компетенция личностного самосовершенствования
Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду.
Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе.
Подготовка к организации проектной (исследовательской) деятельности учащихся
Ключевые вопросы, на которые в процессе деятельности должен ответить ребёнок: «Из каких этапов состоит моя деятельность?» «Как я отношусь к этой деятельности?», «Что она мне дает?» «Чего я хочу добиться в результате?» «Какие задачи каждого этапа?» «Что, в каком случае, как делать?» Ключевые вопросы, на которые в процессе деятельности должен ответить ребёнок: «Из каких этапов состоит моя деятельность?» «Как я отношусь к этой деятельности?», «Что она мне дает?» «Чего я хочу добиться в результате?» «Какие задачи каждого этапа?» «Что мне необходимо уметь делать для того, чтобы реализовывать алгоритм эффективной деятельности во всех необходимых мне вариациях?» «Что, в каком случае, как делать?» «Каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые мне навыки и умения?» «Как это все устроено?»
Самостоятельная работа обучающихся в группах состоит из этапов: информационный (знакомство с предложенными информационными материалами); поисковый (поиск форм представления информации и выбор инструментальных средств реализации); деятельностный (реализация); рефлексивный (анализ полученных результатов, защита проекта).
Как найти источники информации книги -какие? Интервью -с кем? опросы - кого? веб-сайты - какие? Мультимедиа -издания - какие? видеофрагменты где взять и как соблюсти авторские права? ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Поисковый Постановка проблемы Для кого? Для чего? Какие действия предпринять? постановка цели и задач Что хотим получить? С помощью чего? определение возможности использования результата Где можно использовать? С какой целью? прогнозирование результатов деятельности обучающихся Что получится? Каким он будет? Будет ли он активно использоваться? Творческое название темы «Хлеб- всему голова!» Основополагающие вопросы: Как хлеб на стол пришёл?, Хлеб- это жизнь? И т.п.
Деятельностный Сбор информации, обработка информации Практическая часть Реализация проекта
Рефлексивный анализ (самоанализ) полученных результатов защита проекта
В связи с требованиями современного общества, образовательный процесс школы сегодня направлен - не просто на освоение учащимися знаний, умений и навыков, а на процесс развития личности, обретения духовно- нравственного опыта и социальной компетентности, формирования готовности выпускника к самореализации, социальному и профессиональному самоопределению, практической деятельности после окончания учёбы.