Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя) учитель русского языка и литературы первой категории Садчикова Татьяна Александровна МОУ СОШ 37 г. Комсомольск-на-Амуре 2011 г.
Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области) с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы и отражающей пути реализации содержания учебного предмета.
Цель рабочей программы организация и управление образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
Задачи программы: дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы: Прогностическая, нормативная, целеполагания, определения содержания образования, процессуальная, оценочная.
Технология разработки рабочей программы Рабочая программа составляется учителем-предметником, на учебный год или ступень обучения. Проектирование содержания осуществляется индивидуально каждым педагогом. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения
Элементы структуры рабочей программы: Титульный лист (название программы). Аннотация. Оглавление. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание тем учебного курса. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). Приложения к программе.
Титульный лист программы полное наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (где, когда, кем); название учебного предмета; краткая информация об авторе – разработчике программы (Ф.И.О. педагога, его разряд и квалификационная категория, а также ( по желанию) информация о педагогическом стаже, об опыте работы с данным УМК); класс, которым изучается данный предмет; год составления программы. Образцы оформления
Пояснительная записка к рабочей программе В тексте пояснительной записки указывается: название, автор и год издания конкретной программы, на основе которой разработана рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования УУД (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся); изменения, внесённые в примерную программу, и их обоснование; УМК, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно- методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, год издания); количество учебных часов, в т.ч. кол-во часов для проведения контрольных работ, экскурсий, проектов) формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе. Образец 1. Образец 2.
Требования к уровню подготовки учащихся Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню подготовки учащихся выступает Стандарт и Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М. : Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). Фрагмент примерного описания требований к уровню подготовки учащихся Фрагмент примерного описания требований к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематический план Составляется на весь учебный год. Форма 1Форма Форма 2 Форма Форма 3 учебно-тематического плана. Форма 3 Содержание учебного предмета включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно- тематическом плане. Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включают систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ). Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом.
Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, наглядный материал, оборудование и приборы, необходимые для реализации программы. Пример оформления
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. – с. 2.Как составить рабочую программу учебного курса?/Н.Л.Солянкина – Красноярск: Издательство КК ИПКиПП РО, с. 3.Краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя//журнал «Практика образования» , с Источники материалов
Спасибо за внимание!