Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника. Подготовила учитель МОУ СОШ с. Троекурово Хожаинова Л.В.
Духовно-нравственное развитие учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: - патриотизм - человечество - семья - труд и творчество - традиционные российские религии - искусство и литература - природа Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. « И хорошее, и плохое человек получает в семье,»- эти слова знакомы каждому. Но несмотря на то, что является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было, талантливыми воспитателями, не может, изолированно от семьи, дать качественное развитие личности. Не зря предки наши называли семью «малой церковью». Здесь зарождается зерно духовности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению, традициям и устоям.
Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.»
Предполагается повышение внимания со стороны школы, за счёт изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм совместной работы. Возникает необходимость в новых подходах в организации работы с семьёй. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Воспитание духовно-нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая своё место в этом мире. Поэтому сейчас предназначение школы, учителя, семьи состоит в том, чтобы воспитать ребёнка, способного понять боль другого, способного оказать помощь в беде, чтобы он был здоровым и душой и телом.