Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Обучение – это специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность.
Познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира.
Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Деятельностный подход к обучению предполагает: Наличие у детей познавательного мотива и конкретной цели; Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания; Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает: ориентацию на достижение цели и основного результата образования; ориентацию на достижение цели и основного результата образования; опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогическую технологию; проблемно-диалогическую технологию; технологию мини-исследования; технологию мини-исследования; технологию организации проектной деятельности; технологию организации проектной деятельности; технологию оценивания образовательных достижений учебных успехов. технологию оценивания образовательных достижений учебных успехов.
Организация учебной деятельности учащихся при деятельностном подходе успешно реализуется при использовании учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей её полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.
Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает: Проектирование учебного процесса в этих условиях означает: определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса; отбор учебного материала; определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся). прогнозирование возможных действий детей.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом: Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом: – возраста ребенка – специфики учебного предмета – меры сформированности действий обучающихся.
При создании на уроке учебной ситуации необходимо продумать содержание учебной задачи, ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения.
Примеры учебных ситуаций: Тихая прогулка «Мы слушаем» Утреннее послание Взрывы слов Берем интервью у героя Объясняем порядок действий Рекомендации по выбору книги Сортировка Районы и границы Места в скачках