Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ из опыта работы МБДОУ 16 города Невинномысска
С 2012 года в нашем образовательном учреждении открыты две комбинированные группы для детей с ОВЗ, которые посещают дети с общим недоразвитием речи.
Решая проблему индивидуализации коррекционно - развивающего процесса с детьми с ОВЗ, учитывая их психофизическое развитие и индивидуальные возможности, была разработана и на данном этапе апробируется Система психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения индивидуального маршрута их развития в условиях образовательного учреждения
Основополагающие принципы : Принцип единства диагностики и коррекции Принцип учета возрастно - психологических и индивидуальных особенностей ребенка Принцип системности Принцип комплексности коррекционного воздействия Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно - развивающем процессе
Данная система позволяет решить ряд проблем, которые на сегодняшний день являются актуальными в коррекционной педагогике : организация системы коррекционно - развивающей деятельности в воспитательно - образовательном пространстве интеграция коррекционных и общеразвивающих задач педагогической деятельности осуществление педагогами дифференцированного и индивидуального подхода к детям с ОВЗ возможность своевременной корректировки индивидуальных программ развития
Система психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения индивидуального маршрута их развития в условиях образовательного учреждения включает в себя следующие направления работы : 1 Организационно – методическое направление 2 Психологическое направление 3 Педагогическое направление 4 Консультативно – просветительское направление
Организационно – методическое направление Для обеспечения индивидуального маршрута развития каждого ребенка с ОВЗ в нашем дошкольном образовательном учреждении создан комфортный психологический климат, а именно:
Занятия проходят в специально оборудован ном кабинете Своевременное переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой с целью предотвращени я истощаемости и снижения работоспособно сти Создание ситуации «успеха» в повседневной жизни и на занятиях Опора на положитель ные и более сильные стороны личности ребенка
Установление хорошего контакта и доброжелательных отношений с каждым ребенком и его семьёй, что способствует более успешному проведению коррекционной работы Использование эмоционально – игровых методов Организация взаимодействия воспитанников при равных стартовых возможностях
Компонентом организационно – методического направления является интеграция деятельности всех специалистов ДОУ, который включает в себя :
Психологическое направление : Организация и проведение психологического обследования каждого ребенка для выявления « сильных » и « слабых » сторон психики, анализ результатов обследования, отслеживание динамики развития, составление индивидуальных карт развития.
Технологии используемые в работе с детьми с ОВЗ : Элементы игровой терапии :
Элементы песочной терапии :
Элементы сказкотерапии :
Элементы цветотерапии :
Педагогическое направление : Организация и содержание корекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ в освоении образовательной программы, проведение педагогической диагностики для выявления уровня развития каждого ребенка, планирование работы с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ.
Консультативно – просветительское направление
Консультативно - просветительское сопровождение семьи : Консультативно - просветительское сопровождение семьи : - Разработка конкретных рекомендаций для родителей по развитию психических процессов в соответствии с индивидуальными особенностями их ребенка ; - Проведение консультаций, практикумов по реализации коррекционно - развивающих задач ; - Проведение открытых просмотров индивидуальных и подгрупповых з - Проведение открытых просмотров индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение итоговых занятий ; Анализ результатов совместного сотрудничества учителя - логопеда и родителей ; Рекомендации на лето.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения индивидуального маршрута их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ единство диагностики и коррекционно- развивающей деятельности с детьми с ОВЗ возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка, не сравнивая его достижения с успехами других детей
Мир « особого » ребёнка – он закрыт от глаз чужих. Мир « особого » ребёнка - допускает лишь своих ! Мир « особого » ребёнка интересен и пуглив. Мир « особого » ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир « особого » ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен ? Почему он так закрыт ? Почему он так испуган ? Почему не говорит ? Мир « особого » ребёнка – он закрыт от глаз чужих. Мир « особого » ребёнка - допускает лишь своих !
Спасибо за внимание !!