Схема интегрированного освоения искусства Опора на три направления Экологическое (природа, культура, ребенок) Региональное (история, традиции, «вмещающий ландшафт») Полихудожественное (эмоционально-чувственная сфера, разные искусства) Формирует художественные представления Формирует художественные предпочтения Формирует художественное мышление Развиваются воображение, творческое мышление Индивидуальный художественный образ
Схема возрастной динамики общения с искусством Философия жизни и искусство размышляем, создаем, самосовершенствуемся интеграция Творим свое искусство понимаем, присваиваем, рассуждаем полихудожественный подход Экологический подход - через искусство Играем, познаем, осваиваем традиции ландшафт регион историякультура искусство
Стимулирование творческого потенциала педагога и ученика Эстетическая среда школы Интеллектуальная среда Среда общения и сотворчества Интегрированные развивающие направления, формы и технологии обучения в условиях сотворчества педагогов и обучающихся Формирование ведущих компетенций в условиях интегрированного освоения искусства Коммуни- кативные Социаль ные Языковые Информа ционные Научные Полихудожест венные Самостоятельное и совместное творчество педагогов и учащихся
Комплексное полихудожественное развитие ребенка в условиях интегрированного обучения Фундамент комплексного развития ребенка - культура региона: пространство - природа - искусство - среда ребенок потребностиинтеллект эмоции, чувстваинтересы Р а з в и т и е через опору на : восприятие внимание вдохновение эмоции интуиция мышление ассоциации память поведение воля опираясь на экологию: природу, культура, ландшафт, историю региона через познание-общение-изучение формирование самостоятельного мышления через освоение, осознание, присвоение знаний с помощью взаимодействия разных видов искусств, направленных на развитие фантазии и воображения Самостоятельность и творчество
Педагогические условия интегрированного обучения 1. Выход за рамки «одного искусства» (одного предмета) 3. Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление детей в разных видах художественной деятельности - живое искусство» 4. Обращение к региональному компоненту в обучении и воспитанию 5. Среда общения и сотворчества между педагогами и учащимися в коллективе 6. Предметно-пространственная основа освоения искусства в реальной среде 7. Взаимодействие базового и дополнительного образования 9. Опора на инновационные интегрированные и коммуникативные технологии обучения 2. Экологический подход к процессу обучения: связь с историей развития культуры и науки 8. Системный характер интегрированного обучения и полихудожественного воспитания
Возрастная динамика интегрированного обучения деятельность взаимодействие возраст Художественная интегрированная де- -ятельность, исследовательская и про- ектная работа; творчество через осо- знание и целостное восприятие мира Структура – цвет – форма, музыка – цвет – образ, художественное слово – конструкция - пространство Осмысление происходящего, иссле- довательские творческие работы на основе импровизации, обобщения, анализа, собственного творчества слово – ритм - пространство, цвет – пространство - движение, звук – цвет - пространство, конструкция-действие-пространство Цвет – звук - движение, движение - действие - слово, форма – движение - характер, настроение - цвет - звук, слово - изображение - аромат. Естественный характер интеграции, ознакомительно-игровая деятельность через слово, действие, движение, цвет, звук, осязание, обоняние Слово-действие, слово-изображение, цвет-звук, движение-форма, музыка-движение, цвет-настроение старшеклас- сники подростки младшие школьники дошколь- ники Сенсорно-игровая, ознакомительная, изучающая деятельность. Освоение понятий, чувств, ощущений через разные виды искусства.
Интегрированные технологии обучения в условиях взаимодействия базового и дополнительного образования «Занятия, объединенные одной сквозной темой» Уроки-путешествия Творческие исследования Проектные формы работы «Творческая лаборатория» «Литературная гостиная» «Художественные события» «Социоигровые технологии» организации урока «Мозговая атака» Музейная педагогика «Педагогическое сопровождение индивидуального развития» «Круговая технология уроков культуры»