Изменение подходов к содержанию деятельности администрации школы в условиях перехода на новое качество образования
Понятие «качество образования» Для целей управления будем рассматривать качество образования как уровень решения комплекса образовательных задач, включающего: учебные результаты, социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания. Для целей управления будем рассматривать качество образования как уровень решения комплекса образовательных задач, включающего: учебные результаты, социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания.
Тенденции в управлении качеством образования Первая тенденцияразвитие количественного анализа, основанного на данных образовательной статистики, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу, выявлению взаимосвязи и зависимостей различных факторов, влияющих на результаты функционирования образовательных систем, педагогической и управленческой деятельности. Первая тенденцияразвитие количественного анализа, основанного на данных образовательной статистики, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу, выявлению взаимосвязи и зависимостей различных факторов, влияющих на результаты функционирования образовательных систем, педагогической и управленческой деятельности. Вторая тенденцияпостепенное смещение приоритетов в управлении образованием с процесса на результат. Это выражается в развитии программного и проектного подходов в управлении образованием, внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат. Вторая тенденцияпостепенное смещение приоритетов в управлении образованием с процесса на результат. Это выражается в развитии программного и проектного подходов в управлении образованием, внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат.
Все функции управления школой можно разделить на три группы 1. Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы; 1. Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы;Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы;Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы; 2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами; 2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами; 2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами; 2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами; 3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления. 3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления. 3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления. 3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления.
Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы; организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы; организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников; организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников; тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности; тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности; планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы; планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы; планирование карьеры педагогических кадров в школе. планирование карьеры педагогических кадров в школе.
функции управления развитием школы и инновационными процессами в условиях перехода на новое качество образования стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы; стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы; стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе; стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе; мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе; мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе; системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ; системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ; системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа; системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа; организация разработки нормативов качества образования в школе; организация разработки нормативов качества образования в школе; анализ и оценка эффективности инновационной деятельности; анализ и оценка эффективности инновационной деятельности; проектирование обновленной образовательной среды школы; проектирование обновленной образовательной среды школы;
Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления при переходе на новое качество образования выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой; выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой; мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению; мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению; мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление; мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление; мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач; мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач; анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой; анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой; организация исследовательской и экспериментальной работы по вопросам управления школой; организация исследовательской и экспериментальной работы по вопросам управления школой; установление связей и взаимодействия с научными и консультативными структурами, занимающимися вопросами развития внутришкольного управления; установление связей и взаимодействия с научными и консультативными структурами, занимающимися вопросами развития внутришкольного управления; организация информационного, кадрового, материально-технического, мотивационного самообеспечения системы управления; организация информационного, кадрового, материально-технического, мотивационного самообеспечения системы управления; стимулирование результативной работы субъектов внутришкольного управления; стимулирование результативной работы субъектов внутришкольного управления; стимулирование освоения новых управленческих методов, средств, технологий; стимулирование освоения новых управленческих методов, средств, технологий; организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами). организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами).
Администрация при переходе на новое качество образования должна помочь педагогическому составу школы овладеть следующими качествами: освоить методы проектного обучения и исследовательской работы освоить методы проектного обучения и исследовательской работы научиться применять информационные технологии в учебном процессе научиться применять информационные технологии в учебном процессе решить возможности использования разноуровневых программ, межпредметных интегрированных учебных курсов решить возможности использования разноуровневых программ, межпредметных интегрированных учебных курсов учитывать риски и опасности для здоровых детей от перегрузки учебного процесса учитывать риски и опасности для здоровых детей от перегрузки учебного процесса
Основные направления и формы работы для обеспечения образовательного процесса в школе 1 блок: Работа с учителями Цель: создание условий для профессионального роста 1.Обобщение опыта работы 2.Аттестация 3.Самообразование 4.Работа с молодыми специалистами. 1.Педсовет 2.Методический совет 3.Предметные объединения 4.Открытые уроки 5.Курсовая переподготовка
Основные направления и формы работы для обеспечения образовательного процесса в школе 2 блок: Работа с обучающимися Цель: создание Условий для Интеллектуального развития школьника в соответствии с его задатками и способностями 1.Предметные недели 2.Олимпиады 3.Элективные курсы 4.Научно-практическая конференция 5. Кружковая работа 1.Инновационная работа. 2. Диагностика и анкетирование
Основные направления и формы работы для обеспечения образовательного процесса в школе 3 блок: Информационно-методическая служба. Цель: создание условий для информационного сопровождения учебно- воспитательного 1.Работа библиотеки 2.Психолого-педагогическая служба