Чистые вещества и смеси Цели урока : * изучить понятия « чистое вещество » и « смесь », однородные и неоднородные смеси, рассмотреть способы разделения смесей, научиться разделять смеси на компоненты ; * выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем * оказывать помощь при работе в парах.
П л а н у р о к а 1. Чистые вещества и смеси. Отличительные особенности. 2. Однородные и неоднородные смеси. 3. Способы разделения смесей.
Что такое вещество? Что такое физическое тело? * Вспомните все знания о веществе, полученные ранее. * Назовите тела и вещества из которых они состоят.
Вещество – это то, из чего состоят окружающие нас физические тела. Тело – гвоздь. Вещество - железо.
Тело - ? Вещество - ?
Вы знаете, что вещества бывают простыми и сложными. Какие вещества называются простыми, а какие – сложными? Какие физические свойства имеют вещества?
Чистые вещества и смеси. Постоянные физические свойства имеют только чистые вещества. Только чистая дистиллированная вода имеет t пл = 0 ° С, t кип = 100 ° С, не имеет вкуса.
Морская вода – смесь. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько - соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему ? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т. е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными.
Определение понятия « смесь » было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : « Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов ».
Опыт 1. Используя инструкцию к опыту, изучите существенные физические свойства порошков железа и серы, приготовьте смесь этих порошков и определите, сохраняют ли эти вещества свои свойства в смеси.
Инструкция для учащихся к опыту « Приготовление и изучение смеси железа и серы » 1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет. 2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции : а ) испытайте магнитом ; б ) опустите в стакан с водой. 3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси. 4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами
Вопросы к опыту. Опишите агрегатное состояние и цвет серы. Каковы агрегатное состояние и цвет железа в виде порошка ? Как эти вещества относятся : а ) к магниту ; б ) к воде ? Что можно сказать о соотношении железа и серы в смеси ? Сохраняются ли свойства железа и серы в смеси ? Как можно разделить смесь серы и железа ?
Опыт 2. Реакция взаимодействия серы и железа. Ваша задача внимательно наблюдать этот опыт и определить, сохраняют ли свои свойства железо и сера в полученном в результате реакции сульфиде железа (II) и можно ли выделить из него железо и серу физическими методами.
Вопросы к демонстрации Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид железа (II). Видны ли в нем отдельно серый порошок железа и желтый серы ? Затем испытываю полученное вещество магнитом. Разделяются ли железо и сера ? Помещаю сульфид железа (II) в воду. Что вы наблюдаете при этом ? Сохраняют ли сера и железо свои свойства, входя в состав сульфида железа (II)? Можно ли разделить сульфид железа (II) физическими методами на простые вещества ? Происходит ли изменение энергии при образовании химического вещества ?
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества Признаки сравненияЧистое веществоСмесь Состав вещества Физические свойства разделение
Проверь себя Признаки сравненияЧистое веществоСмесь Состав вещества постоянныйнепостоянный Физические свойства Одно и то жеразличные разделение С помощью химических реакций Физическими методами
Выполните упражнение : определите, где на рисунке изображено простое вещество, сложное вещество или смесь.
Однородные и неоднородные смеси Выясним, отличаются ли смеси по внешнему виду друг от друга ? речной песок + вода растительное масло + вода поваренная соль + вода разменная монета : алюминий + медь
В первом образце - видны частицы твердого вещества, Во втором – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными В третьем - компоненты не различимы, они являются однородными смесями.
Схема классификации смесей
В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые
Способы разделения смесей
Давайте поможем героине русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Баба-Яга приказала Василисе отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби. Как мы можем разделить крупы ? ………через сито, если крупинки имеют разные размеры Или ………. с водой, если частицы имеют разную плотность.
1. Разделить смесь речного песка и поваренной соли можно: а) с помощью магнита; б) нагревая смесь; в) добавив воду и профильтровав раствор; г) механически разделяя частицы. 2. Отличить сахарный песок от поваренной соли можно: а) по цвету; б) по запаху; в) по агрегатному состоянию; г) по вкусу. 3. Является телом: а) железо; б) медь; в) кристалл аметиста; г) кварц.. 4.Разделить смесь можно, потому что свойства веществ в смеси: а) не сохраняются; б) одинаковы; в) различны и сохраняются; г) не допускают ее разделения. 5.Способ разделения смеси на рисунке а) дистилляция б) фильтрование в) отстаивание г) выпаривание
Домашнее задание: Параграф 23, упражнение 1,2,4
Спасибо за урок !