Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста
Подростковый возраст (11-16 лет) Перестройка организма ребенка – половое созревание Перестройка организма ребенка – половое созревание Границы этого периода достаточно неопределенны Границы этого периода достаточно неопределенны Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему людей Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему людей Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом
Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности: Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Подросток Рассуждает об идеалах, о будущем Рассуждает об идеалах, о будущем Иногда создает собственные теории Иногда создает собственные теории Приобретает новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир Приобретает новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становлении основ мировоззрения. Приобретает взрослую логику мышления Приобретает взрослую логику мышления интеллектуализация восприятия и памяти развитие различных видов речи развитие воображения
Развитие самосознания Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция » Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Подражание взрослым Внешний облик Внешний облик Манеры Манеры Развлечения (поездки за город, дискотеки) Развлечения (поездки за город, дискотеки) Романтические отношения (свидания, записки) Романтические отношения (свидания, записки)
Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, взаимная поддержка, помощь в случае нужды, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного»
Подростковые реакции Подростковые реакции Подростковая самостоятельность Стремление к эмансипации от взрослых Стремление к эмансипации от взрослых Освобождение от опеки взрослых, контроля Освобождение от опеки взрослых, контроля Разнообразные увлечения – неучебные занятия Разнообразные увлечения – неучебные занятияУвлечения Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет Потребность в самостоятельности Потребность в самостоятельности Познавательные потребности и др. Познавательные потребности и др.
Общение со сверстниками Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление «Счастье – это когда тебя понимают» «Счастье – это когда тебя понимают» Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Неформальные группы Взаимная симпатия Взаимная симпатия Общие интересы, занятия Общие интересы, занятия Способы развлечений, место проведения свободного времени Способы развлечений, место проведения свободного времени