ОЦЕНКА РЕФЛЕКСИВНО- АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ Замятина Людмила Борисовна, учитель физики МАОУ «ООШ 12» г. Чайковский
Объект оценивания: Рефлексивно-диагностический текст каждого ученика. Текст пишется учащимися при изучении разных тем, согласно плану, четыре раза в течение учебного года – один раз в четверть. Учащиеся о предстоящей работе узнают заранее, в начале изучения темы.
Метапредметный результат умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Конкретизация результата: учащийся умеет выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результат и качество выполнения задачи. учащиеся умеет оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия (что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.д.).
Инструкция. 1.Вам будут выданы три задачи разного уровня сложности и обобщенный план решения задач. 2.Необходимо выбрать одну из предложенных задач и решить ее. На выполнение этой работы отводится 15, 20 или 25 минут в соответствии с уровнем сложности задачи. 3.Поднимите руку, если вы справились с решением задачи раньше. 4.Учитель сканирует ваше решение и вернет его. Учитель выдаст вам образец решенной задачи и техническое задание к тексту. 5.В течение 30 мин вы пишите текст. 6.Текст будет оцениваться по трем критериям в 100-бальной системе.
Обобщенный план решения задач Сформулировать (прочитать) задачу. Выполнить анализ условия задачи: – полный анализ – осмысление предложений, составляющих текст задачи. Результат – осмысление ситуации, описанной в задаче; – частный анализ – анализ фраз, слов, цифр. Результат – выделение информации (свойств объекта, характеристики), уяснение ее смысла, математическая интерпретация качественной и количественной информации. Краткая запись условия задачи. Способы: в строку; в столбик; рисунок с пояснениями; комбинированный. Определить закон, с помощью которого можно объяснить качественно или количественно явление, описанное в задаче. Доказать, что данное явление (величина, его характеризующая) выступает следствием указанного закона: – записать закон или формулу, которая дает непосредственный ответ на вопрос; – записать дополнительные законы или формулы, которые связывают величины в исходной формуле с величинами в условии задачи; – решить уравнение или систему уравнений в общем виде относительно неизвестной; – произвести вычисления в СИ. Проверить решение задачи. Способы проверки: экспериментальный; оценка реальности; решение задач другим способом; проверка через размерность; решение обратной задачи; оценка реальности следствия, т.е. сведение решения к очевидному результату.
Техническое задание Текст должен быть написан в течение 30 минут на отдельном листе. 1. Объем не должен превышать двух страниц. 2. Текст необходимо писать в соответствии с обобщенным планом решения задач. 3. Текст должен содержать ответы на следующие вопросы: Что ты сделал правильно? Что ты сделал неправильно или вообще не сделал? Если у тебя есть ошибки, напиши, что необходимо дополнительно узнать, чтобы не допустить их в следующий раз. Если ошибок нет, напиши, какие знания помогли тебе решить задачу правильно.
КритерииБаллыПоказатели Умение выявлять факторы, влияющие на результат и качество выполнения задачи. 0–40 баллов 0–20 – обозначено до 50% факторов 21–40 – обозначено более половины факторов Умение оценивать свои действия 0–60 баллов 0–30 – описано до 50% причин 31–60 – обозначено более половины причин
Ф.И. ученикаВариант задачи Умение выявлять факторы, влияющие на результат и качество выполнения задачи баллов Умение оценивать свои действия 0-60 баллов Всего баллов баллов Max факторов Количество факторов %Количество баллов Количество факторов %Количество баллов Гудкова КатяVI Карин ВладI Кузнецов ВитяII Ломаева ДашаII Матвеева АннаIX Самсрнова Даша V СементинаIII Сырямина Настя IV Тимчук СтасI Чигирева КатяVII Оценочный лист.
Результаты: 1. Средний уровень реализации каждого критерия: умение выявлять факторы, влияющие на результат и качество выполнения задачи – 73% (29,2 б. из 40) умение оценивать свои действия – 48% (29б. из 60) 2. % учащихся, продемонстрировавших максимально высокий уровень реализации каждого критерия: умение выявлять факторы, влияющие на результат и качество выполнения задачи – 30% умение оценивать свои действия – 20% 3. % учащихся, продемонстрировавших максимально низкий уровень реализации каждого критерия: умение выявлять факторы, влияющие на результат и качество выполнения задачи – 10% умение оценивать свои действия – 20%