Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности деятельности бюджетного сектора
Бюджетный сектор в экономике Сумма, млрд. руб ,85 639,0 Доля в расходах консолидированного бюджета РФ 35,5%32,6% Доля в ВВП 12,1%12,5% Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (без ПФ РФ) на социально-культурную сферу: Государственны е и муниципальны е учреждени я социальной сферы (образование, физкультура и спорт, более 233 тысяч (свыше 83% от здравоохранение, культура, всех ГиМУ в России) социальное обслуживание)
Условия развития бюджетного сектора 3 Экономические и социальные : невозможность значительного увеличения расходов на социально - культурную сферу : прогнозный рост не более чем на 3% ВВП до 2020 года рост дифференциации потребностей населения Демографические : сокращение численности населения старение населения
Основные цели реформирования сектора 4 повышение качества, доступности социально значимых услуг повышение эффективности предоставления услуг В условиях дифференциации потребностей населения
Механизмы реформирования сектора 5 переход от содержания учреждений к услугам, востребованным населением смена типа учреждений снятие барьеров и создание стимулов : конкуренция по качеству применение принципов нормативного финансирования развитие сети развитие государственно - частного партнерства Главное – не формальное внедрение механизмов, а их « затачивание » под цели реформы
От содержания учреждений к услугам, востребованным населением 6 Смешанный принцип формирования пакетов Конкретизация пакета обязательств для органов власти, местного самоуправления и учреждений – усиление ориентации на выполнение социальных обязательств для потребителей люди будут знать где и какие услуги они могут получить (объем и качество) за счет бюджетных средств четкое разделение бесплатных и платных для населения услуг «защита прав» потребителей и обеспечение социальных гарантий Формирование пакетов социально значимых услуг. Альтернативы: -на основе реальной деятельности учреждений -на основе социальных обязательств государства -на основе потребностей населения
Смена типа учреждений 7 Критерии отнесения учреждений к одному из типов : законодательные требования экономический потенциал учреждения управленческий потенциал учреждения Смена механизмов контроля и управления учреждениями : административный контроль ( от контроля процессов к контролю результатов ) общественный контроль ( в АУ - наблюдательный совет, в КУ и БУ - ?) контроль потребителями ( повышение открытости, механизмы обратной связи, развитие конкуренции, где это возможно ) Для повышения качества и эффективности деятельности БУ и АУ важно наличие конкурентной среды
О ткрытая социальная сфера : конкуренция по качеству Привлечение к оказанию государственных (муниципальных) услуг НКО и КО 8 Создание условий Устранение неоправданных барьеров для НКО и КО Стимулирование Налоговые льготы, закон о грантах НКО Совершенствование законодательного регулирования сектора НКО Обеспечение информационной открытости
Применение принципов нормативного финансирования 9 Альтернативы : Индивидуальные нормативы Единые нормативы Дифференцированные нормативы
Развитие сети учреждений 10 Ключев ая проблем а : депопуляция, мелкоселенность Решения : объединение учреждений разных отраслей в едином учреждении и развитие сетевого взаимодействия развитие транспортной инфраструктуры развитие передвижных и дистанционных форм оказания услуг
Развитие государственно - частного партнерства 11 Государственная поддержка НКО в обмен на обязательства ( социальная ориентация деятельности, ограничения по осуществлению приносящей доход деятельности и использованию доходов ) Поддержка благотворительности, в т. ч. развитие инструмента целевого капитала Обеспечение системности налоговых льгот
Спасибо за внимание !