Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения
Элементы учебного процесса, оказывающие отрицательные воздействия на здоровье детей. Большое количество предметов в расписании; Шесть-семь предметов ежедневно; Большой объём и сложность учебного материала; Традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке; Стрессовые ситуации контроля; Боязнь ошибки; Боязнь отметок.
Рекомендации. 1. Учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.
2. Число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трёх.
3. Чередование методов преподавания. Норма – не позже чем через минут
4. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: А) метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); Б) активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь; В) методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
5. Число видов учебной деятельности: 1. опрос учащихся; 2. письмо, чтение; 3. слушание; 4. рассказ; 5. рассматривание наглядных пособий; 6. ответы на вопросы; 7. решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
6. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут
7. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) используемые учителем методы повышения этой мотивации
8. Применение игровых технологий помогает решить проблемы: мотивации; развития учащихся; социализации. здоровьесбережения;
9. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения
12. Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): 1. Температуру; 2. Свежесть воздуха; 3. Рациональность освещения класса и доски; 4. Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
13. Позы учащихся
14. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке: их место, содержание и продолжительность. Норма – на минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения
15. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
16. Психологический климат на уроке
17. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее: 18. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более %
19. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной деятельности
20. Темп и особенности окончания урока: 1. быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; 2. спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; 3.задержка учащихся в классе после звонка (на перемене)
Автор презентации Учитель биологии МБОУ «ССОШ 2» Яковлева С. Г. П. Светлый 2011 год