Совершенствование практики сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей
Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сеть можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, сеть может создаваться по определенному поводу, для создания общего результата посредством объединения ресурсов. Во-вторых, сеть может создаваться для обмена ресурсами, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
Основными характеристикам сетевой организации являются: 1.Независимость членов сети. Принципиальными являются два основных типа ответственности – а) перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и б) перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне. 2. Множественность лидеров. Лидер в сетевом сообществе – это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. 3. Объединяющая цель. Основана на конкурентном сотрудничестве, заинтересованности участников в использовании совместных ресурсов сети. 4. Добровольность связей. Подразумевается, что участники сети, имеют право выбора партнеров по совместной деятельности, ответственность за свою ресурсную позицию, самостоятельность в определении структуры своего взаимодействия в рамках сети. 5. Множественность уровней взаимодействия. Совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми компаниями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы
Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности. Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия: - анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия; - повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения; - обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения; - расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения; - расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД; - объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно- методического пространства для реализации ФГОС ООО; - совершенствовать управление учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами и др.
Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: Образовательное, Методическое, Информационное, Организационное, Инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское И др.
Особенности программ ДОД, реализуемых в процессе сетевого взаимодействия: - предполагают создание образовательного пространства, востребованного социумом; - способствуют интеграции общеобразовательных и дополнительных образовательных программ, - предполагают разработку индивидуальной образовательной траектории обучающихся; - направлены на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций; - требуют условий для организации широкой практики за пределами учреждения ДОД (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.); - предполагают привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений; - обеспечивают активную вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности; - направлены на создание условий для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения; - предполагают деятельность по психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования; - решают задачи успешной социализации обучающихся и др.
Перечень сетевых партнеров: Региональные и муниципальные органы управления образованием Учреждения общего образования Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования Учреждения высшего профессионального образование Учреждения дополнительного профессионального образования Управления культуры Управления по делам молодежи Управления по физической культуре, спорту и туризму Управления внутренних дел, Отделы по делам несовершеннолетних Центры по профилактике дорожного травматизма Организации, осуществляющие информационное обеспечение Средства массовой информации Общественные организации и фонды Городские музеи Центры занятости населения Отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы Промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса Родительская общественность И ДР.
Формы сетевого взаимодействия: -договоры о сотрудничестве; -авторские образовательные программы; -вариативные краткосрочные курсы; -проекты; -дистанционные формы; -образовательные комплексы; -лагеря (профильные, досуга и отдыха, военно- патриотические и пр.); -переговорные площадки; -и др.
Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: В работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет- конференции, массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.). В работе с педагогами используются: стажерская площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр.
Модели организации сетевого взаимодействия, существующие в опыте регионов России 1.«Образовательный округ» 2.«Школьный округ» 3.«Ресурсный центр» 4.«Свободная академическая сеть». 5.«Художественно-эстетический центр» 6.«Паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных учреждений» 7.«Модель проектов» 8.«Модель площадок» 9. И др.
Комплекс необходимых условий для организации сетевого взаимодействия : Организационные условия Научно-методические условия Финансовые условия Кадровые условия Нормативно-правовые условия Информационные условия Мотивационные условия
Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов: -Договор с учредителем, муниципальное задание; -Договора о сотрудничестве ; -Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско- правового характера ; -Планы, проекты, программы ; -Положения; - Должностные инструкции.
Механизмы управления сетевым взаимодействием: -координационные советы, -административные советы, -проблемные группы, -временные творческие коллективы, -советы дела, -методические объединения, -родительская конференция, -совет старшеклассников, - и др.
Анализ практики участия учреждений ДОД в сетевых «виртуальных» профессиональных сообществах с использованием информационно- коммуникационных технологий. 67% учреждений состоят в каких-либо сетевых профессиональных сообществах; 66% УДОД участвуют в «виртуальных» профессиональных сообществах, используя разные Интернет-ресурсы; 24% УДОД участвуют в оценке или экспертизе профессионального продукта с использованием Интернет- ресурсов ; 57% УДОД проходили экспертную оценку программ дополнительного образования детей в рамках сетевого взаимодействия; 80% УДОД имеют информацию о результатах их профессиональной деятельности в сети Интернет; 100% УДОД согласны представить образовательные программы в составе специализированного Банка программ дополнительного образования детей
Проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования: - проблемы материально-технического и технологического обеспечения - недостаточное оснащение учебных аудиторий необходимым учебным оборудованием, низкая скорость Интернет и др.; - недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети, недостаточное освоение ИКТ; - неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети; - недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом; - привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия; - опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг; - потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений; - недостаточность опыта; - нехватка кадров; - трудность в выработке единой цели партнеров; - разная активность сторон сетевого взаимодействия. - неготовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера; - сопротивление изменениям; -низкая платежеспособность родителей ; -И ДР
Возможности сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей: - оптимизация образовательного пространства региона (муниципального образования); - получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств; - расширение круга общения участников образовательного процесса; - привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования; - расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов; - повышение скорости освоения и переработки информации, необходимые для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий; - повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений- партнеров, повышение конкурентоспособности - возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях; - построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик; - возможность организации рабочих мест для подростков; - привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги); - рост доверия родителей к учреждению; - рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения; - формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.