Внутренняя репрезентация информации в пространственной памяти при воспроизведении и узнавании Ляховецкий В.А. Институт Физиологии им. И.П. Павлова РАН
Введение Узнавание и полное воспроизведение – две инструкции, которые широко используются при изучении памяти. Узнавание при заучивании может проводиться под меньшим сознательным контролем, чем полное воспроизведение [Величковский, 2006]. Ментальные репрезентации при заучивании слабо [Cleeremans, Jimenez, 2002] или же, напротив, значительно [Willingham, 1998; Gardiner, Conway, 1999] зависят от степени сознательного контроля. О ментальных репрезентациях (во всяком случае, простран- ственных) можно судить по распределениям ошибок испытуемых [Ляховецкий, Потапов, 2006; Ляховецкий, Боброва, 2009].
Зависит ли внутренняя репрезентация пространственной информации от инструкции, которая дается испытуемому? Какова эта внутренняя репрезентация пространственной информации?
Методика (запоминание) Наивные испытуемые (безразрядники) однократно заучивали последовательность из семи случайных перемещений фигуры (слона) по шахматной доске, предъявляемую на экране монитора – фигура перемещалась тогда, когда испытуемый полагал, что запомнил предыдущее положение.
Методика (воспроизведение) Непосредственно после этапа запоминания испытуемые группы А (25 человек) решали задачу полного воспроизведения – последовательно отмечали на шахматной доске запомненные положения фигуры.
Методика (узнавание) Непосредственно после этапа запоминания испытуемые группы Б (25 человек) решали задачу узнавания – 6 раз выбирали последующее положение фигуры из четырех вариантов.
Обработка результатов Вычисляли процент правильных ответов, времена узнавания и воспроизведения для правильных и ошибочных ответов, распределение ошибок положения.
Результаты опыта Выражен primacy-эффект – первые положения фигуры запоминаются лучше, чем последующие. Задача полного воспроизведения достоверно сложнее задачи узнавания для испытуемых.
Результаты опыта Этап запоминания. Среднее время в задаче полного воспроизведения больше, чем в задаче узнавания; больше для правильных ответов, чем для ошибочных. Этап припоминания. Среднее время в задаче узнавания больше, чем в задаче полного воспроизведения.
Распределения ошибок Распределения ошибок положения при задачах узнавания и полного воспроизведения последовательности перемещений фигуры не отличаются друг от друга (критерий хи-квадрат, критерий Колмогорова-Смирнова). Бывают ли другие распределения ошибок?
Заучивание последовательности движений методика Лист А4 расположен под сенсорным экраном. В шести его клетках, выбранных случайным образом, располагаются цифры, по которым экспериментатор последовательно перемещает правую руку испытуемого. Испытуемый, находящийся с завязанными глазами, должен запомнить и немедленно воспроизвести движения руки (Ляховецкий, Боброва, 2009, 2010)
Распределения ошибок Распределение ошибок положения при задаче полного воспроизведения последовательности движений отличается от распределений ошибок при запоминании положения шахматной фигуры (критерий хи-квадрат).
Внутренняя репрезентация пространственной информации о положении фигуры не зависит от инструкции (узнавание / полное воспроизведение), которая дается испытуемому. Какова эта внутренняя репрезентация пространственной информации?
Гетероассоциативная сеть Сохраняет пары объектов. Может восстановить объект, когда ассоциированный с ним объект предлагается ей в качестве подсказки. В сети два слоя элементов по одному для каждого из объектов пары. Оба слоя соединяются двунаправлен- ными связями, т.е. актив- ность может передаваться по связям в обоих направлениях. (для последовательности) Kosko, 1988
Схема модели Ляховецкий, Боброва, 2009
Распределения ошибок (модель + испытуемые) Модельные распределения ошибок положения при позиционном кодировании не отличаются от распределений ошибок испытуемых, что согласуется с литературными данными [Hudson, Landy, 2012].
Выводы Распределение пространственных ошибок зависит от задачи (заучивание последовательности движений / положений фигуры), но не от инструкции (узнавание / полное воспроизведение). Разработана нейросетевая модель, качественно воспроизводящая при позиционном кодировании распределения пространственных ошибок испытуемых. Результаты свидетельствуют в пользу теорий о независимой от инструкции (от степени осознания) внутренней репрезентации информации в пространственной памяти. Дальнейшие планы: изучение распределений пространственных ошибок при обучении заучиванию.