НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
Основные ошибки в работе ТСЖ Председатель ТСЖ – не является собственником помещения в доме Отсутствие ревизионной комиссии Отсутствие заявлений о вступлении в члены ТСЖ – не оформлено членство в ТСЖ надлежащим образом Отчетность осуществляется ненадлежащим образом Устав ТСЖ противоречит законодательству Не выполняются надлежащим образом обязанности ТСЖ Распоряжение общим долевым имуществом – компетенция Общего собрания собственников многоквартирного дома Отсутствие договоров с собственниками, в том числе с муниципалитетом, не членами ТСЖ Отсутствие договоров с ресурсоснабжающими организациями
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 44 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме 2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; (п. 3 в ред. Федерального закона от N 228-ФЗ) 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; (п. 3.1 введен Федеральным законом от N 228-ФЗ)
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 46 Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.статьи 44 (в ред. Федерального закона от N 228-ФЗ)
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 138 Обязанности товарищества собственников жилья Товарищество собственников жилья обязано: 1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; 2) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; 3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; 4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; 5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; 6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; 7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; 8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
статьи 140статьи 140 Реорганизация товарищества собственников жилья 2. Товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив. статьи 141статьи 141 Ликвидация товарищества собственников жилья 2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ Вопросы, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, где выбрано ТСЖ
Статья 143. Членство в ТСЖ ВозникновениеПрекращение Право собственности на помещение в многоквартирном доме, где создано ТСЖ Заявление о вступлении в ТСЖ Заявление о выходе из членов ТСЖ Право собственности на помещение в МКЖД, где создано ТСЖ
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья 2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: 2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; 6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; 7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; 12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в МКД - утратил силу. - Федеральный закон от N 228-ФЗ;закон Статья 146. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья 4. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса,пунктами 267 части 2 статьи 145 принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. (в ред. Федерального закона от N 228-ФЗ)закона
Заключение договоров обязательно для обеих сторон ТСЖ признается некоммерческой организацией для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных Законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п.1 ст.135 ЖК РФ) Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно ТСЖ (ч.1 ст.136 ЖК РФ) ТСЖ обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества, в том числе с муниципалитетом-собственником неприватизированных помещений в многоквартирном доме (п.2 ст.138 ЖК РФ) Не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в доме, в котором создано ТСЖ вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п.6 ст.155 ЖК)
Отношения с не членами ТСЖ Обязанность не члена ТСЖ заключать договоры с ТСЖ о содержании и ремонте общего имущества и предоставлении коммунальных услуг следует из Законодательства.
Статья 445 Гражданского кодекса РФ Заключение договора в обязательном порядке 1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. 2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. 3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. 4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Заключение договора в обязательном порядке ТСЖ предлагает заключить договор на выработанных им условиях. Собственники помещений (не члены ТСЖ) в течение 30 дней со дня получения проекта договора вправе: подписать договор; отказаться от подписания договора; предложить подписать договор на иных условиях (протокол разногласий) ТСЖ, получившее предложение собственников подписать договор на иных условиях, в течение 30 дней со дня получения предложения собственников вправе: подписать договор передать разногласия на рассмотрение суда Если собственники помещений уклоняются от заключения договора, ТСЖ вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации
Реализация способа управления ТСЖ Утверждение Устава ТСЖ, выбор органов управления ТСЖ и ревизионной комиссии (ревизора) Оформление членства в ТСЖ на основании заявления о вступлении в ТСЖ (более 50%) Государственная регистрация ТСЖ Открытие счета в банке Заключение договоров
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Принят Государственной Думой 16 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 19 июля 2010 года Документ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г. Обзор документа В Жилищный кодекс РФ и иные нормативные акты внесены изменения утверждение нормативов потребления коммунальных услуг возложено на органы государственной власти субъектов РФ. Скорректированы правовые нормы, связанные: - с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилые помещения и коммунальные услуги; - с созданием государственной информационной системы, обеспечивающей оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах и надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг; - с уточнением полномочия Правительства РФ в сфере жилищных отношений. Установлена административная ответственность за непредставление или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 157 Размер платы за коммунальные услуги: а) часть 1 изложить в следующей редакции: "1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 161 Выбор способа управления многоквартирным домом: б) дополнить частью 10 следующего содержания: "10. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.".
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» Принят Государственной Думой 16 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 19 июля 2010 года. Опубликовано 2 августа 2010 г. Вступает в силу: 1 января 2012 г. Обзор документа Владельцы опасных объектов обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии. Определен перечень опасных объектов. Страховая сумма может составить от 10 млн до 6,5 млрд руб. в зависимости от вида объекта и максимально возможного количества потерпевших. Определены страховые выплаты. Так, 2 млн руб. полагаются лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца). Не более 25 тыс. руб. - на погребение. До 2 млн руб. - за вред здоровью. До 360 и 500 тыс. руб. - за вред имуществу гражданина и юридического лица соответственно. Разницу между страховой выплатой и фактическим ущербом возмещает владелец опасного объекта.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» Статья 4. Осуществление обязательного страхования 1. Владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. 2. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом. 3. В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 5. Опасные объекты 1) опасные производственные объекты, на которых: б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в многоквартирных домах, а также на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры;
ИНФОРМАЦИЯ 30 июля 2010 года Министерство регионального развития завершило подготовку и внесло в правительство новые «Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг", отменяя предыдущие (введенные Постановлением правительства N 307 от 23 мая 2006 года), которые вступят в действие с 1 января 2011 года. Стимулировать граждан к переходу на счетчики предполагается следующим образом: с 1 января 2011 года граждане, не установившие счетчик, будут платить за воду, газ и тепло в двойном размере, с 1 января 2012 года - в четырехкратном. Полученные в результате завышения цены на услуги излишки денег будут отправлены на субсидирование оплаты ЖКХ жильцов, которые успели обзавестись счетчиками.