Повышение эффективности использования ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации Некоммерческая организация «Ассоциация добытчиков минтая» Москва март 2009
За гг. поставки продукции минтая на внутренний рынок удвоились и составляют более 30% добычи © Ассоциация добытчиков минтая 21% 30% 31%31%
Целевые ориентиры развития рыбохозяйственного комплекса: удвоить вылов ВБР и потребление рыбопродукции к 2020г. Источник: ФАО, Росстат, ФАР, Концепция ФЦП, прогноз МЭР © Ассоциация добытчиков минтая 3
Баланс российского рынка рыбопродукции: экспорт сырья, импорт продукции глубокой переработки Добыча ВБР 3,23 млн. тонн Импорт рыбной продукции 1 млн. тонн Производство рыбной продукции 3,5 млн. тонн Экспорт рыбной продукции 1,15 млн. тонн Внутренний рынок 3,35 млн. тонн Импорт – 30% российского рынка рыбопродукции Премиальные продукты, продукция глубокой переработки, филе Мороженная рыба – 81% экспорта Оценочно 5-7% сырья возвращается в Россию в виде переработанной продукции Российская продукция - мороженная рыба, консервы Неэффективные дистрибуционные каналы, высокие транспортные издержки, избыточный административный контроль © Ассоциация добытчиков минтая 4
5 Объем импорта рыбопродукции в Россию в 2007 году составил 997 тысяч тонн (эквивалент 1,7 млн. тонн добычи) © Ассоциация добытчиков минтая Источник: данные таможенной статистики
«Потолок» импортозамещения тысяч тонн добываемых водных биоресурсов (350 тысяч тонн рыбопродукции) Розничный оборот внутреннего рынка рыбопродукции оценивается в 420 млрд. руб. 1,3 0,5 09 0,1 Премиальный сегмент 115 млрд. руб. 0,55 млн. тонн 1 млн. тонн 1,8 млн. тонн Средний сегмент 235 млрд. руб. 0,15 0,4 0,1 0,3 0,05 Бюджетный сегмент 70 млрд. руб. Учитывая структуру сырьевой базы, потенциал импортозамещения оценивается в 0,5 млн. тонн добываемых ВБР. Зависимость внутреннего рынка от импорта может быть сокращена до 15% © Ассоциация добытчиков минтая 6
Длительный срок платежей за поставленную продукцию снижает привлекательность внутреннего рынка © Ассоциация добытчиков минтая 7 Розничные сети – 25% Небольшие магазины– 45% Рынки – 30% Около 75% розничного рынка приходится на рынки и небольшие магазины Эти сегменты отличаются низкой концентрацией участников, платёжеспособ- ность которых ограничена и обеспечивается товарными кредитами и торговлей под реализацию При поставках на внутренний рынок срок оплаты за поставленную продукции доходит до 2-3 месяцев Необходимы эффективные механизмы кредитования розничного рынка для своевременного расчета с рыбаками за поставленную продукцию
Сырьевая база используется недостаточно эффективно ОДУ в ДВ бассейне на 2007г. – 3,1 млн. тонн ВБР Основная промысловая нагрузка: минтай, сельдь, лососи, сайра, треска, окуни По некоторым объектам недоосвоение квот составляет 10-40% Не освоено – 29% ОДУ Структура промыслового флота ориентирована на добычу ограниченных видов ВБР и выпуск продукции «первого передела» Необходима переналадка флота для многовидового промысла и выпуска продукции широкого ассортимента и глубокой переработки © Ассоциация добытчиков минтая 8
Затраты на обслуживание кредитов и рост производственных расходов изымают инвестиционные ресурсы отрасли 50 млрд. руб. возврат кредитов 41 млрд. руб. топливо 18,8 млрд. руб. прочие затраты 5,5 млрд. руб. % по кредитам 2008г.: Двукратный рост цен на топливо «съел» инвестиционные ресурсы Выручка от продаж отрасли: 136,7 млрд. руб. Себестоимость – 115,3 млрд. руб. Валовая прибыль – 21,4 млрд. руб. 2009г.: Стоимость заемных денег выросла почти в 2 раза 70 млрд. руб. возврат кредитов 13.3 млрд. руб. % по кредитам 25 млрд. руб. топливо 25 млрд. руб. прочие затраты Валовая прибыль - 19,7 млрд. руб. Себестоимость – 133,3 млрд. руб. Выручка от продаж отрасли: 153 млрд. руб. 70% валового дохода отрасли в 2009г. пойдут на обслуживание кредитов и производственные расходы © Ассоциация добытчиков минтая 9
Правовые условия для рыночного финансирования отрасли © Ассоциация добытчиков минтая 10 Определение «прибрежного рыболовства» ФЗ вводит ограничения на доступ к этому ресурсу Не понятен механизм изъятия квот для государственных нужд Недостаточное финансирование отраслевой науки может негативно сказаться на качестве «понимания» запасов ВБР «Зарегулированность» отрасли, барьеры для доступа продукции на внутренний и внешний рынки Отсутствует последовательная и понятная система тех. регулирования отрасли Функции и требования ведомств дублируются, зачастую противоречат друг другу Система правового регулирования доступа к ВБР Система технического регулирования в отрасли Система научных исследований ВБР Система госконтроля за сохранностью ВБР Административное регулирование Правовое регулирование 100% Административное регулирование Административное/Правовое 30% / 70% Административное/Правовое 50% / 50%
Контроль за рыболовной отраслью осуществляют 32 различных организаций и ведомства Для ведения деятельности рыбодобывающему предприятию необходимо получить 511 разрешительных документов, свидетельств и актов Сроки и период действия этих документов варьируется от разового до 5-летнего. Порядок выдачи и действие документов постоянно меняются Избыточное административное регулирование отрасли снижает эффективность производственной деятельности и ухудшает финансовые показатели отрасли © Ассоциация добытчиков минтая Ресурсы, направляемые на преодоление избыточных барьеров, фактически изымаются из инвестиционного процесса, а связанные с этим издержки и прямые убытки переносятся на конечных потребителей 11 Валовая выручка отрасли: 136,7 млрд. руб. 5% - расходы на преодоление избыточных административных барьеров
Принятый режим ЕСХН для рыбной отрасли не способен стать эффективным инвестиционным рычагом © Ассоциация добытчиков минтая 12 Крупные добывающие компании, способные стать локомотивами инвестиционного рывка, не могут воспользоваться режимом ЕСХН. Из-за ограничения среднесписочного штата (300 чел.) он доступен только малым и средним компаниям Износ основных фондов отрасли составляет более 60% Инвестиции в отрасль составляют 5% стоимости фондов Более 65% флота эксплуатируется сверх нормативного срока службы Необходима доступность налогового режима ЕСХН для всех предприятий отрасли
13 29 Добывающая компания 40 Борт Владивосток 51 Оптовик-посредник Владивосток Склад Владивосток Оптовик-посредник Москва Розничная сеть Москва «Узкие места» дистрибуционных каналов рыбопродукции – «хилая» инфраструктура и «дорогие» посредники Район промысла Склад Москва Розничная сеть Себестоимость 1 кг продукции в районе промысла – 29 руб. Доставка во Вл-к морем – 5 руб./кг Рентабельность – 14% ПРР в порту, хранение оформление док-тов – 4 руб./кг Наценка – 16 % Ж/д. тариф, ПРР, хранение – 8 руб./кг Наценка– 18% Доставка продукции в розничную сеть – 1,5 руб./кг Наценка– 25% Цена продажи, руб./кг © Ассоциация добытчиков минтая Расчет на примере 1 кг. минтая б/г, цены на начало марта 2009г.
Механизм повышения эффективности использования ВБР и решения поставленных перед отраслью задач © Ассоциация добытчиков минтая 14 Доступ к рынкам 40% Доступ к финансам 30% Доступ к ресурсам 30% Взаимосвязанные элементы и системность их работы Наиболее важным элементом представляется «доступ к рынкам» – 40% успеха Доступ к ресурсам и финансам обеспечат 60% успеха на двоих
© Некоммерческая организация «Ассоциация добытчиков минтая» , Россия, Владивосток, ул. Светланская, 51А, оф. 517в тел./факс: +7 (4232) , Спасибо за внимание! 15