Работа с одаренными детьми
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; творческие объединения по интересам; конкурсы; спецкурсы; участие в олимпиадах; занятия в профильных классах интеллектуальные марафоны
Основные направления работы 1.Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. 2.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. 3.Развитие творческих способностей учащихся. 4.Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Возникают трудности : проявление определенных способностей может оказаться возрастным, преходящим; необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности. Ранние проявления интеллекта могут привести к снижению работоспособности (на начальных этапах обучения таким детям все дается легко и они непривычны к длительным учебным нагрузкам, что может тормозить их дальнейший рост). Именно поэтому большую роль в развитии детской одаренности играют не только школа, но и учреждения дополнительного образования, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. При этом встает вопрос о диагностике и развитии именно этих аспектов одаренности.
Рекомендации 1.В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, регулярно знакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения. 2.Учителям-предметникам и классным руководителям проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. 3.Обязательно в каждом классе выявлять мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
Рекомендации 4.Продолжить работу по созданию системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей. 5.Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время. 6.Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно- исследовательской и поисковой деятельности. 7.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.