Использование ИКТ в учебном процессе В.В. Протопопова
Основные вопросы: информатизация образования; понятия «ИКТ» / «медиа»/; комьютеризация обучения; виды и образовательные функции ИКТ; медиаобразование.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. [Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.]
Цели информатизации образования: 1) совершенствование механизмов управления системой образования; 2) совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях; 3) создание систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной работы по поиску и обработке информации; 4) создание и использование тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
объект изучения? средство обучения?
ИКТ (медиа) - технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией.
Подходы к классификации: по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные)
Современные медиа – цифровые / электронные медиа, сущность которых характеризуют: мультимедийность, интерактивность, коммуникативность, продуктивность, способность к моделированию.
В социально-педагогическом аспекте медиа различаются по следующим критериям: месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.), содержанию информации (идеологические, нравственно-воспитательные, познавательно- обучающие, эстетические, экологические, экономические), функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление), результату воздействия на личность (развитие кругозора, самовоспитание, самообучение, самоопределение, регуляция состояния, социализация).
Функции медиа: информационная; аналитическая (оценочная, функция критики); познавательно-просветительская (образовательная); нравственно-воспитательная; функция воздействия (идеологическая, социально- управленческая, регулятивная); гедонистическая (рекреационная, эстетическая).
Девиации функций медиа: обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности; склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукраши- ванию событий; патологическая зависимость от определенных жанров: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.; представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов; массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.
Медиаобразование (media education) – «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как математика, физика или география».
Литература 1)Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для вузов – М.: Академия, )Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», )Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации: М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.
Спасибо за внимание!