Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в образовательной среде Лекция 2 В.В. Протопопова
индивидуализация активизация рефлексия наглядность
Сущностные характеристики современных ИКТ: мультимедийность, интерактивность, коммуникативность, продуктивность, способность к моделированию. ! А.В. Осин рассматривает данные характеристики в качестве 5 педагогических инструментов !
мультимедийность психофизиологическая ориентированность обучения, одновременная работа нескольких информационных каналов / органов чувств
интерактивность обучение, контроль, аттестация без участия преподавателя
коммуникативность дистанционное управление учебным процессом, оперативный обмен информацией
продуктивность автоматизация нетворческих и рутинных операций, экономия времени
способность к моделированию изучение объекта (явления) с разных точек зрения, эффективное усвоение материала
Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в образовательном процессе: высокая степень учета эргономических требований к учебным материалам; технология гипертекста активизация полученных ранее знаний, развитие логического и творческого мышления; индивидуализация обучения в условиях коллективной деятельности развитие навыков самостоятельной работы; практическая реализация личностно-ориентированной модели обучения; богатые воспитательные возможности; формирование познавательных мотивов обучаемых; повышение информативной ёмкости занятий.
Психолого-педагогические проблемы использования ИКТ в образовании: медиа могут быть причиной разобщения и социальной изоляции; простое сложение различные типов информации автоматически не улучшает познавательные процессы; «эффект новизны», вызываемые использованием ИКТ в процессе обучение, постепенно снижается; снижение роли эмоциональных средств общения; негативное влияние на психику и личность обучаемых (Интернет-зависимость, синдром хакера) и т.д.
+ – логичность, последовательность мышления, рефлексия избавление от ряда фобий, страхов творческий, неординарный взгляд на проблемы эмоциональная сфера замкнутость, уход от действительности массовизация сознания, технократическое мышление
Сценарии (модели) построения отношений образовательного учреждения и медиа: Сценарий 1: консервативная конкурентная модель. Сценарий 2: модель ассимиляции. Сценарий 3: прогрессивная интеграционная модель.
Спасибо за внимание!