Методические аспекты использования Интернет-услуг и ресурсов в учебном процессе Лекция 4 В.В. Протопопова
История создания сети Интернет: «военное происхождение»; «использование в научных исследованиях» ; «область личного пользования»; «коммерциализация».
Основные Интернет-услуги : вещательные; интерактивные; поисковые.
Способы использования: 1) Интернет как тема занятия: 2) Интернет как источник информации: 3) Интернет как платформа для публикаций: 4) Интернет как средство коммуникации: 5) Интернет как средство кооперации: 6) Средство обучения / инструмент преподавания:
Свойства медиаинформации: возможность объединения естественнонаучного и гуманитарного знания; возможность использования на разных этапах занятия с разной целью; многофункциональность и многослойность медиатекстов ; возможность различной интерпретации; междисциплинарность и мультидисциплинарность сообщений.
Принципы отбора медиаинформации: Принцип наглядности -доступность восприятия, -достоверность формируемых образов, -визуализация основных понятий, -возможность показа, демонстрации, презентации объекта или явления, его отдельных сторон, признаков, -готовый продукт не должен быть перегружен иллюстрациями, графиками, анимационными и звуковыми эффектами.
Принцип научности -соответствие передаваемой обучающимся информации современному научному знанию, -формирование критическое мышление на основе недостоверного материала.
Принцип актуальности -отражение в сообщении событий, близких участникам учебного процесса по времени; -сообщение представляет собой документальный текст, расширяющий представления об изучаемом предмете или имеющим историческую ценность; -сообщение является классическим текстом, хорошо знакомым всем; -информация имеет важное воспитательное значение.
Принцип систематичности -сообщение не разрушает структуру учебного курса; -медиапродукт расширяет представления об изучаемом предмете или имеет историческую ценность; -сообщение является классическим, хорошо знакомым всем обучающимся.
Принцип доступности -информация несколько превышает тезаурус обучающегося, благодаря чему не воспринимается как банальная; -информация полностью соответствует тезаурусу субъекта, но освещает событие или факт с новой, возможно неожиданной, стороны; -есть возможность дидактической обработки сообщения, снимающей тезаурусный барьер (адаптация текста), с сохранением основного содержания сообщения и стиля его изложения.
Дополнительные принципы: принцип избыточности; принцип комплементарности; принцип соответствия содержания медиатекста содержанию учебного курса, наличия точек пересечения «внешних» и учебных информационных потоков; принцип изоморфизма и др.
Спасибо за внимание!