Использование средств Web-технологий для профессионального самообразования руководителей системы образования
Формирование готовности преподавателей к самостоятельному повышению квалификации в информационно- коммуникационной образовательной среде, насыщенной средствами ИКТ: формирование мотивационной, когнитивной и операциональной готовности преподавателя к самостоятельной работе в условиях самообразования; создание условий (информационно-коммуникационная образовательная среда, сетевая среда) для организации самостоятельной работы в процессе повышения квалификации; развитие средств (образовательный контент), позволяющих самостоятельно повышать квалификацию.
Целесообразность применения средств Web-технологий для профессионального самообразования преподавателей приобретает все большую актуальность, что определяется тремя основными причинами.
Во-первых, самообразование предполагает самостоятельный выбор обучающимся своей индивидуальной образовательной траектории. Потенциал образовательного Web-пространства в этом смысле в значительной мере удовлетворяет этому требованию.
Во-вторых, увеличивающаяся динамика развития методических систем обучения школьным учебным предметам, создание новой информационно- коммуникационной образовательной среды существенно расширили круг нормативных, психолого-педагогических, учебно-методических и справочных материалов, которые необходимо освоить учителю в процессе самостоятельного повышения квалификации. Наиболее эффективным (а иногда и единственным) средством для этого является ресурсы Интернет и средства Web-технологий.
В-третьих, в условиях недостаточного опыта использования современных информационных технологий, ограниченного арсенала методических наработок, учебных ресурсов, дистанционных курсов, позволяющих осваивать нововведения ФГОС, инновационные технологии и профессионально применять их в образовательной деятельности, ситуация подталкивает преподавателей самим вести поиск новых форм и методов повышения квалификации, переходить к коллективным формам профессионального самообразования.
Технология организации самообразования преподавателей включает в себя следующие этапы: диагностический (предполагает анализ затруднений, постановку проблемы, планирование и прогнозирование результатов, мотивирование и создание определенного настроя на самообразование); практический (изучение психолого-педагогической литературы, сбор и накопление педагогических фактов, их анализ, поиск и экспертиза образовательных Web-ресурсов, разработка и апробация новых организационных форм и методов обучения, проведение экспериментов); обобщающий (завершение экспериментальной работы, подведение итогов, оформление результатов, представление материалов работы на заседаниях кафедр, методических объединений и педсоветах); внедренческий (применение практических результатов самообразования в профессиональной деятельности, распространение положительного педагогического опыта через Web-технологии).
Три основных направления подготовки и повышения квалификации работников образования: дополнение и совершенствование содержания общепедагогической подготовки будущего учителя, связанной с более полным и глубоким освоением дидактических и психолого-педагогических основ самообразования; развитие содержания предметной подготовки в области средств Web-технологий; совершенствование методической подготовки в области применения средств Web-технологий в сфере профессионального самообразования.
Примерно 35% опрошенных студентов (и около 60% преподавателей) считают необходимым готовить к профессиональному самообразованию еще в стенах вуза. Практически все из опрошенных видят возможность и целесообразность использования средств Web-технологий в ходе самообразования.
Результаты опроса среди студентов и преподавателей показали: 40% опрошенных считают себя неготовыми к использованию Web-технологий в профессиональной деятельности. В числе причин такого положения отмечают, прежде всего, недостаточный уровень вузовской подготовки по направлению применения дидактических возможностей Web-технологий (72%). Из 60% опрошенных, считающих себя в той или иной мере готовыми к использованию Web-технологий в профессиональной деятельности, 34% оценили свой уровень профессиональной подготовки ниже среднего и 26% – как средний и выше среднего.
Результаты проведения теста