Цель: ознакомление с правилом употребления мягкого знака; формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.
Что за буква, кто узнает ? Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать. ь
- Что вы знаете о «ь» ? - Что «ь» обозначает на письме? Догадайтесь, как превратить: хор – в хищного зверька; мел – в мелкое место; кон – в домашнее животное.
Запишите слова в два столбика: с мягким знаком на конце – в первый столбик, в середине – во второй. Тень, коньки, угольки, кисель, осень, зверьки, пальто.
Сравните слова. - В каких словах происходит слияние согласного с гласным, а в каких звуки произносятся отдельно. Солю – солью Полю – полью Семя – семья - Как на письме показано раздельное произношение согласного и следующего за ним гласного ?
Работа над правилом. Прочитайте и запишите слова, только с «Ь» разделительным в'й'уга стул'й'а сал'ут плат'й'э жыл'й'о алад'й'и -Перед какими гласными написали «Ь» ? -Какой звук слышится во всех словах с разделительным «Ь» ? ( Й )
Вывод: Буква «Ь» разделяет два согласных – {й} и предыдущий мягкий согласный звук. Звук {й} прячется в буквах: е, ё, ю, я, и. Чтение вывода по учебнику.
Схема – сигнал е ё Ь ю я и согл.
Лексическая работа. -К нам на урок пришёл герой из сказки А.Толстого «Золотой ключик». - Догадайтесь, кто это? ь
Подобрать к словам противоположные. Работа - … ( безделье) Свет - … ( тьма) Болезнь - … ( здоровье) Скука - … ( веселье) Враги - … ( друзья) Вред - … ( польза) - В каких словах мягкий знак - разделительный ? Почему?
Закрепление. - Сейчас вы будете работать корректорами. Исправьте ошибки. Лйот силный дожд. Папа принёс чучело воробя. Орёл взмахнул силными крылями.
Самостоятельная работа. Составьте и запишите пословицу. Перьями, птица, а, человек, красна, уменьем.
Итог урока. 1. В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? 2. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 3. Приведите свои примеры.