Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС). ФГОС включает в себя: - требования к структуре основных образовательных программ, - условия реализации основных образовательных программ, - результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
получают представление о математических моделях развивают логическое и математическое мышление овладевают математической логикой учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты овладевают умениями решения учебных задач развивают математическую интуицию В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся:
это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) -
переход от репродуктивного процесса обучения к активно - деятельностному; поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения; выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся; стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся; реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей. Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьном математическом образовании станут:
Простые ЦОР: статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись; видеозапись; презентация в формате MS PowerPoint; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе. Сложные ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог. Примеры простых и сложных ЦОР
совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронные издания, размещаемые на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) -
1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации. 2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения. 3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно. Основные инновационные качества ЭОР:
Федеральный портал «Российское образование» Российский общеобразовательный портал Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» Российский портал открытого образования Базовые федеральные образовательные порталы:
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) Коллекции ЦОР и ЭОР
1. Каталог ЦОР:Каталог наборы цифровых ресурсов к учебникам; поурочные планирования; методические рекомендации; инновационные учебные материалы; инструменты учебной деятельности; электронные издания; коллекции. 2. Коллекции:Коллекции культурно-историческое наследие; тематические коллекции; предметные коллекции; смешанные коллекции. Основные разделы Единой коллекции 3. Инструменты: инструменты учебной деятельностиинструменты учебной деятельности; инструменты организации учебного процессаинструменты организации учебного процесса; программы просмотра ресурсовпрограммы просмотра ресурсов. 4. Электронные издания:Электронные издания энциклопедия «Кругосвет»; журнал «Квант»; журнал «Наука и Жизнь»; журнал «Химия и Жизнь». 5.Региональные коллекции.Региональные коллекции В этом разделе размещаются материалы отдельных регионов. 6. Новости.Новости
1.Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. 2. Образовательный инструментарий - инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса. 3. Методические материалы по формированию уроков. 4. Регламенты и нормативные документы. Четыре типа ресурсов раздела «Математика» в Единой коллекции
Наборы ЦОР, расширяющие учебники/УМК - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Информационные источники сложной структуры (ИИСС). ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Виды ЦОР в Единой коллекции
Олимпиадные задачи по всем разделам математики. Задачи по геометрии. Конспекты разработок уроков по избранным темам школьной программы по математике. Видеозапиcи лекций по математике. Анимационные ресурсы по математике. Cловарь - справочник понятий и фактов элементарной математики. Электронная библиотека учебно-методической литературы по математике. Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве. Геометрический планшет для построений на плоскости. Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико- математической школы. История математики. Школьный математический словарь-справочник. Дидактические игры на уроке математики. Интерактивные задачи по стереометрии. Раздел «Коллекция» содержит:
В Единой коллекции цифровые образовательные ресурсы представлены в трех разделах: теория практика контроль
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Для каждого ТЭ (тематического элемента) имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): модуль получения информации (И-тип); модуль практических занятий (П-тип); модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области. Они нумеруются, например, И1, И2, …, П1, П2, …, К1, К2, …. Вариативы могут отличаться друг от друга: - глубиной изложения материала; - методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний); - характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере); - технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд); - наличием специальных возможностей; - способом достижения учебной цели (например, иным содержанием лабораторной работы). Вариативы
модульная архитектура доступность вариативность мультимедийность интерактивность. Основные характеристики ЭОР:
по функциям в учебном процессе: информационный модуль на знакомство с понятием, практическое задание на знакомство с понятием, контрольное задание на знакомство с понятием, модуль – практикум, модуль, содержащий задания повышенной сложности, модуль, содержащий задания исследовательского типа. ЭУМ различаются:
по типам заданий: задания, направленные на проверку уровня овладения понятием, задания, направленные на закрепление учащимися понятий, задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся, задания, направленные на проверку овладения учащимся умений, задания, направленные на проверку усвоения умения, задания, направленные на проверку знаний и умений, задания, направленные на проверку усвоения способов действий. ЭУМ различаются:
по специальным потребностям: модуль для слабовидящих учащихся, модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в развитии; по профилю класса: задания для учащихся естественнонаучного или технического профиля, задания для учащихся гуманитарного профиля; по уровням сложности: модуль для слабых учащихся, модуль для сильных учащихся. ЭУМ различаются:
Формы взаимодействия пользователя с ЭОР Уровень интерактивности Описание 1Условно-пассивныйЧтение текста, просмотр графики, фото и видео, прослушивание звука 2АктивныйНавигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы 3ДеятельностныйЗадание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями 4ИсследовательскийРабота с виртуальными лабораториями
Методическая поддержка На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: - тематические подборки ЦОР по предметам - педагогическая мастерская - мастер-классы - методические материалы На сайте Федерального центра информационных образовательных ресурсов кроме электронных учебных модулей, содержащих образовательный контент по предмету, ОМС предусматривает еще так называемый «модуль методической поддержки» (ММП).
Использование ЦОР и ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.