ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ 1.Человек и культура. 2.Бытие человека. 3.Феномены человеческого бытия: страх, свобода, любовь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Advertisements

Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
9 класс Обществоведение Тема урока «Общественная сущность человека» Учитель: Корсакова Е.В. ГУО «Средняя школа 25 г.Могилева» ГУО «Средняя школа 25 г.Могилева»
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
МБОУ «СКОШ» «Нравственные заповеди в религиях мира» Учитель начальных классов: Борисова Ольга Владимировна 2014г.
Философия Древнего Китая: Даосизм. Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа инь и ян, школа Конфуция, школа Конфуция, школа Моистов, школа Моистов,
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
1. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 3. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Онтология человека: способы бытия человека.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Выполнила ученица 11 «А» класса Дарвиши Лили. Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой.
Выполнила: студентка 2 курса Факультета биологии и химии Группа АБ Дябина Ольга ДАОСИЗМ.
Транксрипт:

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ 1.Человек и культура. 2.Бытие человека. 3.Феномены человеческого бытия: страх, свобода, любовь

Человек – это не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам… Человек не только обладает сознанием, он активно им пользуется, оно ему жизненно необходимо. Во-первых, он создает рациональную, подчиненную закономерностям картину мира. А во-вторых, он выражает себя, передает свои мысли и чувства посредством языка и речи. Эрих Фромм

низшая, необузданная часть души разум высшая, идеальная часть души Возничий – разум – управляет колесницей, в которую впряжены два коня: один – дикий и неукрощенный, рвущийся идти собственным путем, а другой – породистый, благородный, поддающийся управлению. Дикий конь символизирует низшую, необузданную часть души, а благородный – высшую, идеальную. Но обе эти части неразумны, их движения призван согласовать разум. Платон

Аристотель Разум занимает особое положение: его можно разделить на пассивный и активный (творящий). Пассивный разум представляет материю (потенциальное), а активный – форму (актуальное). Пассивный разум связан с чувствами, но познает предметы по их идеальной форме. Активный разум не связан с телом, он является «поставщиком» чистых форм. Пассивный разум – индивидуален, смертен, активный – всеобщ, бессмертен.

Жить – значит учиться. Эволюция есть процесс, в ходе которого приобретаются знания. Наши предустановленные формы созерцания и категории приспосабливаются к внешнему миру по точно тем же законам, по каким копыто лошади приспосабливается к степному грунту, плавник рыбы к воде. Конрад Лоренц касаются всех членов родовой общины – как слабых, так и сильных; принципиально несводимы к инстинкту самосохранения; имеют характер обязательств, нарушение которых влечет за собой неотвратимую кару. Табу абсолютный запрет на кровосмесительство; абсолютный запрет на убийство соплеменника; требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников.

1.В чем суть культурной жизни человека? 2.Объясните суть взглядов на природу и культуру человека Ж.Ж. Руссо. 3.Охарактеризуйте главные социально-антропологические проблемы, связанные с развитием генной инженерии. 4. Какие существуют прогнозы антропологических изменений будущего человека? 5. Охарактеризуйте две противоположные позиции в споре Лао-цзы и Мэн- цзы о природе человека. 6. В чем смысл жизни человека с точки зрения философии буддизма? 7. Дайте сравнительную характеристику учениям Платона, Эпикура, Сенеки и Л.Н. Толстого о проблеме страха смерти и преодоления этого страха. 8. В чем, по мысли Ж.-П. Сартра, проявляется абсолютная свобода человека? Почему каждый человек в современном обществе ответственен сразу за всех людей? 9. Дайте сравнительную характеристику любви-эросу, «платонической любви» и любви-агапэ. 10. Объясните высказывание Августина Блаженного: «Люби и твори, что хочешь».

Осмысленная жизнь человека – культурная жизнь, а сам человек по своей сути – культурное существо Человек наделен умением оборачивать природу против нее самой. С помощью все более и более изощренных приспособлений он в состоянии изменить, перестроить под себя конфигурацию окружающего мира. Культура есть «опредмечивание» накапливаемого человеческого опыта, позволяющее сохранять в объективированном и отторгнутом от самого человека – и потому не исчезающем со смертью – виде добываемые им знания, ценности и умения. Культурная жизнь человека ? ? ?

Руссо С развитием культуры и общественных институтов естественное равенство исчезает. Изначально доброкачественная любовь к себе превращается в … ? Решающим переломом явилось … ? Именно культура скрепляет на человеке эти оковы. Разум и наука ослабляют … ? Роскошь обессиливает людей, искусственность поведения делает их нечестными. Основой человеческой природы является … ?, из которой происходят все остальные чувства.

В Питсбургском университете смогли подключить механический манипулятор к самой обыкновенной обезьяне. В её мозг вживили электроды и теперь, когда она думает о еде, импульсы передаются в компьютер, дешифруются и механическая рука ведет себе соответственно желанию обезьяны. Еще в детстве, 11 месяцев от роду, Оскар Писториус потерял обе ноги ниже колена. Но сегодня это один из лучших бегунов в мире – благодаря совершенным протезам.

Активность мозга человека визуализируется с помощью функционального магнитно- резонансного нейрокартирования. …создан специальный детектор, позволяющий расшифровывать «моторные мысли» с точностью до 85%. Для определения нужной команды детектор отслеживает движение крови вокруг мозга. Однако, во-первых, между мыслью оператора и движением робота проходит 7 секунд ожидания, а во-вторых, управлять роботом может лишь человек, лежащий в компьютерном томографе. Ламетри Человек - машина

Проблема двойственности человеческой природы наиболее отчетливо проявляется в соотношении биологического (генетического) и социокультурного (средового) в человеке Человек, рождаясь, получает «великий удел» – свою сущность. Однако она включает также и «переменный удел». Под великим уделом я подразумеваю то, что … ? Переменный же удел связан с тем, что … ? Мэн-цзы Человек обладает двумя натурами. Одна – … ? (а потому истинная), другая – … ? (оттого ложная). Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной. Чжуан-цзы

Человек принудительно рождается вновь в новом обличии в зависимости от совершенных им поступков (… ?). Цепь новых рождений (… ?) не кончается, пока поступки обусловливают круговорот переселения души. Однако наряду с этим есть возможность избавления от круга перерождений – воздержание от всяких деяний и страстей (… ?).

Платон Эпикур Сенека Душа однородная и цельная субстанция, что роднит ее с идеей. Раз душа в состоянии познать идеи, значит – … ? Душа живет параллельно с телом. Сущностным признаком души является … ?; жизнь и смерть противоположны, следовательно, … ? Хотя мы и называем смерть самым страшным из зол, однако смерть не имеет к нам никакого отношения, так как … ? Смерть страшна и тяжела тому, кто … ?

Смерть есть зло только для тех людей, кто полагают свою жизнь во времени. Для людей же понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, … ? нет, и не может быть смерти. Жизнь и смерть находятся рядом, они есть ни что иное, как … ?, следовательно, во власти человека сделать так, чтобы смерти не было.

Человек потому и не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно. Сартр В-себе-бытие Для-себя-бытие Негация (Проект) настоящеебудущее

Вот каким путем нужно идти в любви: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради этой высшей красоты вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем … ? Платон Если бы кому-нибудь довелось увидеть высшую красоту чистой, без примесей и без искажений, не обремененную человеческой плотью, человеческими красками и всяким другим бренным вздором в цельности ее идеи. Неужели ты думаешь, что человек, устремивший к ней взгляд, подобающим образом ее созерцающий и с ней неразлучный, сможет жить жалкой жизнью?

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я же говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будьте сынами Отца нашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный. Библия. Евангелие от Матфея. 5: Люби и твори, что хочешь. Августин Блаженный

Семинар: Фромм Э. «Искусство любить» – 4 ч. 1) Почему любовь – это искусство? 2) В чем состоят главные заблуждения по поводу определения любви? 3) Почему любовь – экзистенциальная проблема? Как человек спасается от разъединенности и тревоги? 4) Что значит: «любовь – это активность»? 5) Охарактеризуйте основные элементы любви (забота, ответственность, уважение, знание). 6) В чем суть критики автором позиции З.Фрейда по проблеме соотношения мужского и женского начал? 7) Как формируется способность любить (на примере отношения индивида к матери и отцу)? 8) Охарактеризуйте основные типы любви (братская, материнская, эротическая, любовь к себе). 9) Объясните, что есть любовь к Богу (матриархальные и патриархальные религии; теистические и нетеистические системы). 10) В чем суть распада любви в современном обществе? 11) Объясните суть невротической любви на примере взаимоотношений матери, отца и ребенка. 12) В чем суть практики любви (дисциплина, сосредоточенность, терпение, заинтересованность, объективность и разумность как преодоление нарциссизма, вера и отвага)?

1. Экзистенция – это: а) воздержание от догматических суждений; б) резюме любого философского трактата; в) материальное первоначало мира; г) рождение чего-то из ничего; д) индивидуальное существование; е) божественный замысел. 2. Ж.-П. Сартр в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривал: а) волю; б) свободу; в) игру; г) общение; д) язык. 3. Что имел в виду Аристотель, определяя человека как «политическое животное»: а) человек – существо общественное; б) только человеку присуща политическая деятельность; в) только политика определяет развитие общества и человека; г) политика самое совершенное искусство человека; д) вне политики нет общества и человека.

4. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть: а) особь; б) индивид; в) личность; г) гражданин. 5. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в: а) божественном предопределении; б) неразвитости науки и техники; в) существовании частной собственности; г) низком уровне развития культуры. 6. Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек: а) смертен; б) одинок; в) слаб; г) бездуховен.

7. Буддизм считает человека существом: а) творческим; б) страдающим; в) играющим; г) познающим. 8. Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами… а) античности; б) средних веков; в) XVII – XVIII вв.; г) постмодернизма. 9. Кого можно считать родоначальником философии человека: а) Сократа; б) Платона; в) Аристотеля; г) Эпикура; д) Сенеку.