3. Введение в гносеологию 3.1. Познаваем ли мир? 3.2. Процесс познания Мышление, логика, язык Специфика научного познания.
Познанием мира называют его духовное освоение, направленное на поиск истины. …истина есть правильно, достоверно установленное соответствие предметов и явлений действительности мышлению познающего человека. Это цель познания. …содержание истины объективно, но по форме выражения истина всегда субъективна, поскольку ее выражают люди. Критерием истины можно считать практику. Практика соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем. Например, когда мы говорим: «я знаю, что после лета наступает осень» или «я знаю таблицу умножения», мы утверждаем, что, во-первых, наши знания основаны на опыте («так было всегда»), во-вторых, наши знания являются доказательными («дважды два – четыре») и, в-третьих, наши знания являются универсальными («это знает каждый»).
Софисты первые в философии обратились к проблеме познающего субъекта, попытались расчистить почву для исследования самого процесса мышления, впервые обратились к проблеме языка. Протагор: «Человек есть мера всех вещей…»
1. В чем суть «мифа о пещере» Платона? 2. Объясните учение об «идолах» познания Фрэнсиса Бэкона. 3. Дайте сравнительную характеристику идеалистической диалектики Гегеля и материалистической диалектики. 4. Объясните, в чем суть механистически-отражательной теории познания. 5. В чем суть критики данной теории Дж. Беркли? 6. Как формируются комплексные представления согласно учению Д. Юма? 7. Почему, по мысли Д. Юма и Э. Маха, познание истинных причин явлений невозможно? 8. В чем суть спора рационалистов и эмпириков?
Платон Тени и предметы внутри пещеры соответствуют … ?, мир же снаружи – … ?
Бэкон ИДОЛЫ РОДА ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ ИДОЛЫ ТЕАТРА
Гегель
Энгельс
Аристотель Фома Аквинский
Локк …идеи происходят … ? На основе внешнего опыта мы получаем идеи … ? и идеи … ? В познании очень важно разделять эти идеи, дабы не поддаться самообману. Беркли
Юм Понятие обладает смыслом, лишь если … ?
Логика – это … ? Суждения – это … ? ВСЕ ЛЮДИ СМЕРТНЫ Квантор SP Количество ?? Качество ?? Понятие – это … ?
Четыре типа суждений общеутвердительные (A), общеотрицательные (E), частноутвердительные (I), частноотрицательные (O) Преподаватель философии - зануда Преподаватели философии - зануды Ни один студент не является доктором наук Каждый охотник желает знать… Некоторые люди невоспитанны Некоторые философы не являются занудами
Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе» – Употреблять лекарство – это благо? – Благо. – Ты стремишься к тому, чтобы блага в твоей жизни было больше? – Конечно. – Следовательно, ты должен пить больше лекарств. – Ты лжешь! – Нет, я говорю всегда правду. Ведь что такое ложь? Это то, чего нет на самом деле. Так? – Ну. – Значит, лгать невозможно, поскольку ложь – это то, чего нет.
Закон (не)противоречия: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении» «Мэр города». Каждый мэр города живет или в своем городе, или вне его. Был издан приказ о выделении одного специального города, где жили бы только мэры, не жившие в своем городе. Возникает вопрос: где должен жить мэр этого специального города? «Генерал и брадобрей». Каждый солдат может сам себя брить или бриться у другого солдата. Генерал издал приказ о назначении одного специального солдата-брадобрея, у которого бы брились только те солдаты, которые себя не бреют. Возникает вопрос: у кого должен бриться этот специально выделенный солдат-брадобрей? «Все критяне – лжецы», – сказал Эпименид (сам критянин). Возникает вопрос: он сказал правду или солгал?
Закон исключения третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано»
Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной» Три мудреца вступили в спор, кто из них более мудр. Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность. «Вы видите, – сказал он, – что у меня 5 колпаков, 3 из них – черные, а 2 – белые. Закройте глаза!» С этими словами он надел каждому мудрецу по черному колпаку, а белые спрятал в мешок. «Можете открыть глаза, – сказал прохожий после этого. – Кто угадает, какого цвета колпак украшает его голову, вправе считать себя мудрым». Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга. Наконец один из них воскликнул: «На мне – черный!» Как он догадался?
Семинар: Платон. «Теэтет» – 4 ч. 1) Почему «знание о чем-то» не раскрывает суть вопроса о «знании вообще»? 2) Объясните, почему Сократ сравнивал себя с повитухой? 3) Как обосновывается позиция Протагора «человек – мера всех вещей», «нет существования, но есть становление»? 4) Почему позиция Протагора нуждается в критике? 5) Как Сократ доказывает, что знание и ощущение – это не одно и то же? 6) В каком контексте доводы Протагора заслуживают внимания? 7) В чем заключается главное противоречие в утверждении Протагора «человек – мера всех вещей»? Как оно преодолевается? 8) В чем разница между философом и обывателем? Почему в несчастьях обывателя Сократ видит «справедливое возмездие» судьбы? 9) Какие два вида движения выделяет Сократ? Какие следствия вытекают из этого применительно к учению Протагора? 10) Как Теэтет приходит к выводу, что «душа сама по себе наблюдает общее во всех вещах»? Какое следствие из этого утверждения сделал Сократ? 11) Что следует из определения Теэтета о том, что «знание – это истинное мнение»? Как возможно ложное мнение? 12) Какую мысль выражает метафора восковой дощечки? Как с помощью этой метафоры Сократ объясняет природу ложного мнения? 13) Как метафора восковой дощечки объясняет разницу между умным и глупым человеком? 14) Почему выражение «приобретать знания» Сократу кажется более корректным, чем выражение «обладать знанием»? Как Сократ поясняет это на примере владельца голубятни? 15) Как положение о том, что «знание есть истинное мнение с объяснением» Сократ поясняет на примере букв и слогов? 16) О каких (трех) способах объяснения ведет речь Сократ? 17) Какое же определение знания можно считать итогом диалога?
1. Индукция – это: а) учение Фрэнсиса Бэкона; б) разновидность силлогизма; в) философское направление; г) вид умозаключения; д) логический закон. 2. По Д. Юму, «естественной религией» является: а) представление об одушевленности материи; б) утверждение о несотворенности мира; в) привычки обыденного сознания; г) обожествление природы; д) религиозная философия. 3. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют… а) теорией; б) экспериментов; в) методом; г) парадигмой.
4. Формой рационального познания является: а) ощущение; б) восприятие; в) представление; г) понятие. 5. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными: а) Р. Декартом; б) Г. Гегелем; в) Аристотелем; г) К. Марксом. 6. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об): а) уровнях познания; б) истине; в) форме познания; г) средствах познания.
7. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой: а) рефлексию; б) познание; в) практику; г) интроспекцию. 8. С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является… а) отражение объективной действительности в сознании субъекта; б) восприятие субъектом идей как комплексов ощущений; в) восхождение души к Богу; г) припоминание душой идей. 9. Преувеличение значения абсолютной истины есть… а) агностицизм; б) догматизм; в) скептицизм; г) гностицизм.