Новые стандарты и оценка качества образования Ильина Нина Федоровна, к.п.н., доцент
Новый закон об Образовании Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Новый закон об Образовании Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования (к соотношению частей и их объёму, обязательной части и формируем. участн ОП); к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и др)
Основания требований учет возрастных особенности обучающихся учет индивидуальных особенности обучающихся учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Системно-деятельностный подход !
Требования к личностным результатам готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
Требования к личностным результатам социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству
Требования к метапредметным результатам освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Универсальные учебные действия Регулятивные целеполагание и построение жизненных планов, планирование и организация деятельности, самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
Универсальные учебные действия Коммуникативные осуществление межличностного общения; действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, умение договариваться, находить общее решение) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Универсальные учебные действия Познавательные (исследовательские) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, развитие ИКТ– компетенции
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется Через -урочную, -неурочную -внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
Неурочная деятельность формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределенной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников. К неурочным формам относятся мастерские, практикумы, межпредметные погружения, виртуальные экскурсии, исследования и т.п.
Подходы к Оцениванию образовательных результатов Оценка как цель Оценка и контрольно-оценочная деятельность -самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать
Оценка как средство Получить информацию: о процессе преподавания; о процессе учения; об индивидуальном прогрессе учащихся; о результативности ООП
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты; Помогать учиться на ошибках; Помогать осмыслению того, что у них получается и в какой степени; Помогать осознанию того, что важно и необходимо освоить; Помогать обнаружению того, чего они не знают и не умеют делать;
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Констатировать наличие тех или иных умений; Констатировать степень овладения умением; Констатировать позитивные достижения учащихся; Фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе Оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач; Поддерживать высокую самооценку учащихся; Мотивировать учащихся на достижение успеха; Побуждать учащихся к приложению усилий; Приобщать учащихся к оцениванию своих результатов на основе известных критериев.
Принципы оценивания Способы, процедуры и задания, используемые в ходе оценивания, должны соответствовать типу образовательных результатов учащихся. Для каждого типа образовательных результатов должны быть выработаны свои критерии оценивания. Оценивание должно быть справедливым. Оценивание должно быть развивающим.
Принципы оценивания Критерии и формы проведения оценивания должны быть одинаково понятны ученикам, учителю и родителям. Учащиеся должны быть заранее информированы о том, какие их образовательные результаты будут оцениваться, и в какой форме будет проходить оценивание. Оценивание должно быть своевременным. Оценивание должно быть эффективным.
Требования к системе оценивания Использование критериальной системы оценивания; Использование внутренних, внешних оценок; Использование субъективных, объективных методов оценивания; Использование интегральной оценки; Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность; Применение дифференцированных оценок; Использование разнообразных форм оценивания; Позволять Досдать, ПЕРЕсдать.
Инструментарий оценивания разнообразный инструментарий; должен состоять из двух частей(базовая и дополнительная);
Шкалы оценивания «критическая граница»- для всех Оценивается как «зачет», «незачет» Превышающие «кр. границу»- оценивать как «хорошо», «оч. хорошо», «отлично».
Новая система оценивания должна позволять Осуществлять информативную обратную связь; Использовать ее как форму поощрения; Отмечать динамику освоения уч. содержания; Ориентировать учащегося на успех; Содействовать становлению и развитию самооценки; Оценивать и в том числе метапредметные умения.
Цель/учебные результатыСпособы оценивания Критическое мышление / формулирование суждений Написание эссе, критический анализ ситуации, критическая оценка изученной литературы, ведение рефлексивного дневника, подготовка сообщения, написание статьи, подготовка комментариев к статье, книге, монографии. Решение проблем / планирование Анализ ситуации, сценарирование проблем, моделирование ситуации, групповая работа. Способы оценивания различных видов образовательных результатов
Цель/учебные результатыСпособы оценивания Управление / развитие (самоуправление и саморазвитие) Заключение и выполнение учебных контрактов, создание портфолио, осуществление самооценки, написание автобиографии, ведение рефлексивных дневников, взаимооценка, участие и оценивание групповых проектов. Демонстрация знания / пониманияЭкзамен, эссе, заполнение опросников, выполнение тестов, контрольные вопросы. Разработка / созданиеСоздание портфолио, подготовка презентации, перфоманс, участие в соревновании, проектирование и внедрение проекта, оценка качества исполнения. Перфо́рманс – выступление, представление Способы оценивания различных видов образовательных результатов
Цель/учебные результатыСпособы оценивания КоммуникацияУчастие в групповой работе, участие в дискуссии, участие в ролевых играх, подготовка письменной презентации, наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков. Отбор / обработка информацииИзучение библиотечных ресурсов, создание базы данных, проектирование сайтов, аннотирование библиографии. Способы оценивания различных видов образовательных результатов
ФГОС. Требования к результатам освоения ООП Итоговая оценка качества осуществляется образовательным учреждением. Предмет итоговой оценки – предметные и метапредметные результаты освоения ООП. Компоненты итоговой оценки: результаты промежуточной аттестации; результаты итоговых работ.
ФГОС. Требования к результатам освоения ООП Не подлежат итоговой оценке : Ценностные ориентации обучающегося; Индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов может осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
Спасибо за внимание! Желаю всем успешной работы