Сроки появления в речи ребёнка звуков: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: 1-2 годика - усваиваются такие звуки: А,О, Э,П,Б,М 2-3 годика - звуки: И, Ы,У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й 2-3 годика - звуки: И, Ы,У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й 3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р
Формирование правильного произношения у детей Это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать речь окружающих и собственную речь. В норме овладение звуковым строем родного языка заканчивается у детей к годам. Чаще вызывают затруднения у детей - свистящие звуки(с, сь, з,зь,ц) - шипящие звуки ( ш, ж,щ, ч) - сонорные звуки (л,ль,р, рь)
Причины появления нарушений речи: Трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!); Дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба; Недостаточная подвижность губ и языка; Неправильная речь окружающих взрослых.
Артикуляционная гимнастика Укрепляет мышцы речевого аппарата Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов Улучшает мышечную систему языка, губ, щек. Уменьшает спастичность (напряженность) артикуляционных органов Увеличивает амплитуду движений Является основой в постановке звуков
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1.«Лопаточка»- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 2.«Пиала» - рот открыт, передний и боковой края широкого языка поднят. 3. «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 4.«Трубочка» - рот открыт, боковые края загнуты вверх. 5.«Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ 1.«Улыбка» -удерживание губ в улыбке. 2.«Заборчик» - рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке. 3.«Слонёнок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд. 4.«Окошечко» - губы округлены и чуть вытянуты вперёд, зубы видны.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. 2. «Качели» - рот открыт, напряжённым языком тянуться к верхним, затем к нижним резцам. 3. «Футбол» - рот закрыт, напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку. 4. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. 5. «Лошадка»- присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно по 5-10 минут. 2. Статические упражнения направлены на удержание позы в течение 6-10 секунд. 3. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений. 4. Каждое движение выполняется перед зеркалом. 5. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. 6. Сравнивайте образец (движения взрослого) с действиями ребёнка. 7.Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать.
В итоге логопедической работы дети должны: 1.Правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи 2.Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах 3.Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове 4.Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне 5.Производить элементарный звуковой анализ и синтез
Организация повторения и контроль за качеством усвоения Включение лексики во все упражнения «Повторять, чтобы помнить, а не вспоминать забытое» К. Ушинский К. Ушинский