Шестакова Мария Васильевна учитель начальных классов первая квалификационная категория 2013 г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Новодвинск Архангельской области Методика работы со слоговой таблицей в период обучения грамоте в рамках ФГОС НОО
Актуальность Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания», – писал А. Герцен, а В. А. Сухомлинский говорил, что «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
Изучение различных способов обучения детей чтению «прямых слогов – слияний», имевших место во многих методических системах прошлого и настоящего, навело на мысль составить сводную таблицу всех слогов – слияний, пронумеровать каждый из них и активно включить для использования на уроках обучения грамоте.
Слоговая таблица аоиуыеяёю мма 1 мо 21 ми 41 му 61 мы 81 ме 101 мя 121 мё 141 мю 161 лла 2 ло 22 ли 42 лу 62 лы 82 ле 102 ля 122 лё 142 лю 162 нна 3 но 23 ни 43 ну 63 ны 83 не 103 ня 123 нё 143 ню 163 рра 4 ро 24 ри 44 ру 64 ры 84 ре 104 ря 124 рё 144 рю 164 гга 5 го 25 ги 45 гу 65 гы 85 ге гю 165 кка 6 ко 26 ки 46 ку 66 кы 86 ке кю 166 дда 7 до 27 ди 47 ду 67 ды 87 де 107 дя 127 дё 147 дю 167 тта 8 то 28 ти 48 ту 68 ты 88 те 108 тя 128 тё 148 тю 168 вва 9 во 29 ви 49 ву 69 вы 89 ве 109 вя 129 вё 149 вю 169 ффа 10 фо 30 фи 50 фу 70 фы 90 фе 110 фя 130 фё 150 фю 170 зза 11 зо 31 зи 51 зу 71 зы 91 зе 111 зя 131 зё 151 зю 171 сса 12 со 32 си 52 су 72 сы 92 се 112 ся 132 сё 152 сю 172 бба 13 бо 33 би 53 бу 73 бы 93 бе 113 бя 133 бё 153 бю 173 ппа 14 по 34 пи 54 пу 74 пы 94 пе 114 пя 134 пё 154 пю 174 жжа 15 жо 35 жи 55 жу же жё 155 жю 175 шша 16 шо 36 ши 56 шу ше шё хха 17 хо 37 хи 57 ху хе цца 18 цо 38 ци 58 цу 78 цы 98 це щща 19 що 39 щи 59 щу ще щё чча 20 чо 40 чи 60 чу че чё й ъ ь
Во время урока данная таблица может быть выведена на экран. Проводится коллективная работа с ней. Слоговая таблица есть у каждого ученика на столе. Проводится групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.
С данной таблицей можно работать на уроках письма. Способы и виды работ те же самые, что и с предыдущей таблицей.
Органично включая в современную систему уроков обучения грамоте работу со слоговыми таблицами при цифровом обозначении каждого слога, учитель, как показывает практика, может добиться высокой результативности в формировании у детей навыков правильного и беглого чтения.
Виды работ со слоговой таблицей 1. Чтение слогов на определённую букву гласного: НА, БА, КА, СА, РА, … 2. Чтение слогов на определённую букву согласного: НА, НИ,НУ, НЫ, … 3. Чтение слогов в разброс, что способствует запоминанию образа слога: НУ, КА, РИ, ЛЫ, …
6. Чтение предложений. Учитель молча показывает на буквы, слоги, ученики «собирают» слово за словом, произносят вслух сразу предложение. (иг, 4, 42/107, 48/в/ш, 26, 62). Играли дети в школу. Пословицы, поговорки, загадки. (107, 62/в, 104, 121/34, 108, 117/20, с). Делу время, потехе час.
4. Чтение слов. Игра «Собери слово». Учитель молча показывает указкой на слоги в таблице (ма, ши, на). Ученики молча прочитывают слоги – «собирают слово», затем хором произносят его. Произносить слово нужно дважды: как пишется (орфографически), затем так, как говорят (орфоэпически). Это помогает тому, что дети сразу фиксируют разницу между произношением слова и его написанием. Расшифровывание и печатание слов: 66, к, 2 – кукла 9, 124 – Варя 52, 43, й – синий иг, 4 – игра
5. Зашифровывание цифрами. В «Азбуке» учитель указывает 2 – 3 слова. Пользуясь таблицей, надо эти слова представить в виде цифр, н.р., на странице 33 «Азбуки» даны слова: рана, рулил, Ира. (4, 3; 64, 42, л; и, 4). Примечание: 13, 123 – баян (число с кавычками – слог не прямой, а обратный). Порядковый номер есть, а слог отсутствует. Может когда-то в русском языке появятся такие слоги (как в таблице Менделеева: номер дан, а элемент не открыт).
7. Чтение текстов. о, 47, н/120, 22, 109, к/у, 49, 7, л/29/с, 103/м, 23, 25/46, 112, 122/7/103, 120, м/93, 22/е, 25/112 ть/3/д, 64, 65, ю/23, чь/23 /142, г/с, 14, ть/и/34, 22, 55, л/с/32, 33, ю/22, ж, 66/23/46, 112, ль/е, 61/у, 115/103/п, 44, с, 43, л, 132. Один человек увидал во сне много киселя, да нечем было его есть. На другую ночь он лёг спать и положил с собою ложку, но кисель ему уже не приснился. Л. Н. Толстой
Данная методика способствует развитию у детей: интереса к обучению, так как воспринимается как игра; зрительной, слуховой памяти; умения ориентироваться на пространстве листа; навыков правильного и беглого чтения; орфографической грамотности (если ребёнок сам «соберёт» слово, например: 32, л, н, 118, напечатает его, прочитает, то грамотное письмо ему гарантировано).
На данной диаграмме отражены итоги проверки техники чтения. Из 26 учащихся к концу 1 класса 17 человек читали более 45 слов в минуту, что составляет 65%. А к концу 2 класса 18 человек читали более 80 слов в минуту и 12 – более 90 слов в минуту. Значительный рост результатов техники чтения показали 22 человека, что составило 85% от общего числа учащихся.
Универсальные учебные действия 1) Личностные. Развивают способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Обеспечивают умения делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор. 2) Регулятивные. Организуют своё рабочее место. Ставят цель выполнения задания. Составляют план действий. Учатся оценивать успешность выполненного задания, признавать ошибки.
3) Познавательные. Учатся ориентироваться в таблице. Отвечают на поставленные вопросы учителя и находят нужную информацию в таблице. Сравнивают и группируют, анализируют и классифицируют. Подробно пересказывают, определяют тему.
4) Коммуникативные. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Слушают и понимают речь других. Работают в парах, группах, договариваются о правилах общения.
В заключение хотелось бы отметить, что многие старые приёмы можно наполнить новым содержанием и подчинить решению новой цели. При таком условии они могут эффективно служить получению хороших результатов в современном преподавании.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!