1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании
2 Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования на гг. - Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
3 Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
4 Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
5 Переход на новые образовательные стандарты 1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. 5. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени 6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
6 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года ФГОС основного общего образования – утвержден приказом от 17 декабря 2010 года ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки, с новыми поправками вынесен на обсуждение.
Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта
8 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
9 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)
10 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы
11 Что дальше? Уровень образовательного учреждения : - разработка основной образовательной программы, включающей : - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательной программы - учебный план(ы) - программу формирования универсальных учебных действий - рабочие программы учебных предметов, курсов - программу духовно-нравственного развития, воспитания - программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - программу коррекционной работы - систему оценки достижения планируемых результатов - разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения - модернизация системы методической работы - организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС - создание условий реализации ООП
Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования чтение, УУД русский математика три итоговые работы итоговая оценка + накопленная оценка Выбоорочное обследование работ уч-хся Необходимые дополнительные данные/исслед. Система оценки достижения планируемых результатов
13 Система оценки: основные особенности оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации. интерпретация результатов на основе контекстной информации.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности