Формирование безопасного поведения и предотвращение полового насилия в отношении несовершеннолетних 1.Создать доверительные отношения с ребёнком («фундамент» безопасности) Что для этого нужно: - искренняя любовь и привязанность к ребёнку - справедливое отношение - отсутствие манипулирования - честность, последовательность - внимание к эмоциям и переживаниям ребёнка и т.д.
2. Обучить безопасному поведению Что для этого нужно: Стараться, чтобы дети полностью доверяли родителям и педагогам. Изучать литературу, посвященную безопасности детей. Учитывать возраст ребенка и его особенности. Не запугивать! Заниматься с детьми систематически. Использовать самые различные формы обучения. Быть примером для детей. Проявлять участие к детям.
Научить ребёнка говорить «НЕТ» Если ребёнку предлагают зайти в гости или подвезти его до дома. Если за ним в школу пришел посторонний, а родители его не предупреждали об этом заранее. Если в отсутствие родителей к нему пришли товарищи, которых он знает недостаточно хорошо, он не должен впускать их в квартиру или идти куда-либо с ними. Если новый знакомый угощает мороженым или другими сладостями. Если незнакомец просит показать дорогу или поднести что-либо, ребёнок должен отказаться, сославшись, что он договорился о встрече на этом месте; но может объяснить на словах или набросать план на бумаге.
САМЫЕ опасные места, где можно стать жертвой: ПОДЪЕЗД ЛИФТ УЛИЦА ЧУЖАЯ МАШИНА Правило «пяти нельзя»: Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом. Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт. Нельзя садиться в чужую машину. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой. Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Рекомендации, которые помогут взрослым обучить правилу «Здесь меня не трогай» ребёнка: 1. Твое тело принадлежит тебе Не позволять кому-то без согласия дотрагиваться до тела или просить показать половые органы. Сразу рассказать родителям, если это случилось. 2. Приличные касания и неприличные касания Помочь ребенку определить, что хорошо, а что – плохо, объяснить разницу между приличными и неприличными касаниями. 3. Доверие О бъяснить ребёнку, каким людям можно доверять. В «мире семьи» это, конечно, родители. Во «внешнем мире» – это медицинские работники, детские психологи, представители правоохранительных органов. 4. Хорошие секреты и плохие секреты П омочь ребёнку в определении плохих и хороших секретов, чтобы не попасться на хитрую уловку насильника, доверительно внушить ребёнку, что он должен поделиться плохим секретом с родителями или учителем. 5. Помощь Н е допустить, чтобы ребёнок почувствовал себя виноватым, иначе он может замкнуться в себе и разговору предпочтёт молчание.
Правила безопасного поведения для детей младших классов Всегда сообщать родителям, куда идёшь. Всегда гулять в компании друзей. Не ходить одному или даже с друзьями в безлюдные места, особенно в тёмное время суток. Не принимать подарков от незнакомцев. Если кто-то предлагает проводить – спросить разрешения у родителей. Не открывать никому дверь и не отвечать на вопросы через дверь. Если кто-то пытается ворваться в квартиру, нужно позвонить в полицию, а затем открыть окно и звать на помощь. Если люди в автомобиле спрашивают как куда-нибудь доехать – не подходить близко и ни в коем случае не соглашаться сопроводить их, даже если тебе по пути. Помнить, что никто не имеет права прикасаться к тебе. Не нужно стесняться сказать это тому, кто это попробует сделать. Если куда-нибудь приглашают, нужно всегда получить разрешение от родителей.
Правила безопасного поведения для подростков НЕ УБЕГАТЬ ИЗ ДОМА! Быть очень осторожным с людьми, предлагающими свою дружбу. Никогда не принимать приглашения в безлюдные или неизвестные места. Быть осторожным с людьми, предлагающими работу. Не соглашаться на предложение незнакомых людей сфотографироваться и идти с ними в неизвестное место. Не садиться в автомобиль с незнакомцами. НЕ ЕЗДИТЬ АВТОСТОПОМ! Гулять всегда в группах или с другом. Никогда не ходить в безлюдные места, особенно ночью. Всегда сообщать родителям, где собираешься быть и сообщать им об изменении планов. Помнить о том, что никто не имеет права прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняться сказать это тому, кто это попробует сделать. Никогда не принимать алкоголя, сигарет или наркотиков.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка, подвергшегося сексуальному насилию Дети младшего школьного возраста: резкое ухудшение успеваемости и невозможность сосредоточиться; гнев и агрессивное поведение; страхи и ночные кошмары, писается ночью; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение и наличие страшной тайны; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение, мастурбация. Подростки: агрессивное, антисоциальное поведение; уходы из дома, употребление алкоголя, наркотиков; угрозы или попытки самоубийства; затруднения с половой идентификацией; проституция, беспорядочные половые связи; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым; сексуализированное поведение имеет больше денег, чем получает, и не может объяснить, откуда он их взял.
Что делать педагогам и родителям в случае, если они узнали, что ребёнок подвергся сексуальным домогательствам Выслушать ребёнка до конца, не перебивать его. Внимательно отнестись к его словам, не отбрасывать даже самых невероятных фактов. Убедить его, что вы ему верите и похвалить за то, что рассказал вам о происшедшем. Поговорить с ним. Постараться узнать точные факты, но не давить, не вымогать исповедь насильно. Успокоить ребёнка, избавить его от чувства вины и стыда. Дать ему понять, что вы его безусловно принимаете, ободрить его, как только увидите, что он в этом нуждается. Помочь ему как можно скорее вернуться к привычной жизни: играм со сверстниками, занятиям в кружках и т.д. Обязательно обратиться за профессиональной помощью: психологической, юридической и медицинской.