Подростковый период – это этап, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта. В этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.
Цель: Сформировать общее представление о подростковой культуре. 2. Выявить значение субкультуры для подростка. 3. Показать проявления подростковой культуры в обществе. 4. Как грамотно относиться к подростковой культуре.
Молодежная субкультура- система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
1. Общее представление о подростковой культуре Общество подростков не является единой, всеобъемлющей, монолитной структурой, включающей всех молодых людей. Задание: внимательно изучите представленную схему и прокомментируйте ее.
ПОДРОСТКОВОЕ ОБЩЕСТВО Множество подростковых групп По возрасту По материальной обеспеченности По полу По национальному составу Формальные общества подростков (школьные общества) Неформальные общества подростков (внешкольные группы)
2. Значение субкультуры для подростка Как вы считаете, почему подростки создают свою культуру, которая не всегда нравится взрослым?
Версии… Во-первых, подростковая культура во многом облегчает общение со сверстниками. Во-вторых, молодежная культура для подростка – это сфера самоопределения. В-третьих, молодежная культура – это уникальный мир, мир без взрослых. В-четвертых, это стремление к свободе и независимости от взрослых. Это вообще лейтмотив подросткового периода – сделать все наперекор семье.
Работа в группах Первая группа: работая с пунктом «Одежда», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Вторая группа: работая с пунктом «Музыка», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Третья группа: работая с пунктом «Роллеры», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Четвертая группа: работая с дополнительным материалом «Сленг молодежи», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Пятая группа: работая с дополнительным материалом «Неформальная субкультура молодежи», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры.
Вопросы для первой группы -Почему авторы учебника характеризуют одежду как главную материальную черту подростковой культуры? Согласны ли вы с их утверждением? -Почему подростки часто идут на эксперимент со своей внешностью? -Как вы поняли тезис авторов учебника: «Через одежду, вызывающую или, напротив, неброскую, подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих»? -Как, по-вашему, можно с помощью одежды сообщать окружающим о том, какую роль хочет играть подросток в жизни? - Как с помощью одежды подростки пытаются приобрести независимость? Можно ли это сделать таким образом? -Приведите примеры, подтверждающие тот факт, что у подростков и взрослых одежда выполняет разные функции. - Чем отличается подход взрослых к одежде по сравнению с подходом молодежи?
Вопросы для второй группы: -Почему музыка является важной частью подростковой культуры? -Какие направления популярной музыки вам известны? -Почему авторы учебника относят тяжелый рок или «хэви-метал» к одному из самых противоречивых и спорных жанров современной музыки? -Согласны ли вы с их выводами относительно чувства безнадежности и цинизма? -Почему, на ваш взгляд, взрослые отвергают эту музыку?
Вопросы для третьей группы: - Какая страна стала родоначальником данного направления подростковой культуры. - Какие преимущества дает подросткам данное увлечение? -Почему это движение подростков растет с каждым годом? -Какие отрицательные последствия имеет данный атрибут подростковой культуры? Кто такие роллеры? Опишите внешний облик роллера. - Что собой представляет особый язык роллера? С какой целью его изобрели и использую молодые люди? -В чем суть проблемы взаимоотношений взрослых и детей? Охарактеризуйте музыкальные вкусы роллеров. -Попытайтесь составить перечень предметов-символов, которые отражают культуру роллеров сегодня.
Панки-(англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, с характерными особенностями, которой являются критическое отношение к обществу и политике.
Мо́ды (англ. Mods от Modernism, Modism) британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды отличаются безразличием вплоть до полного игнорирования, к рок-н-роллу. Страшные звуки отрывистой одержимой речи, сумасшедший смех, и пристальный взгляд – характерные особенности модов.
Готы представители субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для всех её представителей в той или иной степени характерны специфический мрачный имидж и интерес к готической музыке.
Толкинисты (от Толкин) фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролев иков.
STRAIGHT EDGE – правильная линия.
STRAIGHT EDGE –движение, которое появилось 2 десятилетия назад. Поскольку в нашем мире все делают назло всем, то назло хиппи появились панки, а назло панкам – вечно пьяным, грязным и безбашенным, - появились стрейт эджеры. Они борются за здоровый образ жизни. Зарождение культуры STRAIGHT EDGE начиналось на восточном побережье США в Вашингтоне, Бостоне и Нью- Йорке и оно быстро распространилось по территориям Соединенных Штатов и Канады.
Внешний вид Знак «sXe». Рисование этого символа называется Xing up. Символы с использованием X (sXe, X, xXx XXX) часто наносятся на футболки. «Тройной икс» обозначает «три не…» - не пить, не курить, не иметь беспорядочных половых связей.
4. Как грамотно относиться к подростковой культуре Сейчас вам предоставляется уникальная возможность дать советы взрослым людям, как следует воспринимать эту культуру и как следует вести себя в тех случаях, когда понимания нет. Задание: обсудите в группах предложенную проблему, предложите способы достижения взаимопонимания взрослых и детей.
Подведение итогов В переходный период проб и ошибок подросток находится в процессе поиска. Стремление к оригинальному, новому в музыке, одежде, манере поведения определяется потребностью подростка к самовыражению. Со временем происходит переоценка ценностей. По мере взросления вырабатываются определенные приоритеты, форма поведения, вкус, другое.
Советы подросткам - Вырабатывать умение принимать самостоятельные решения. - Важно, чтобы подросток не просто знал о необходимости думать самостоятельно, а имел такой опыт. - Очень важно научиться говорить «нет» и настаивать на своем решении. - Взрослым - продемонстрировать подростку свое нейтральное отношение к его увлечениям и интерес к его жизни. - Необходимо, чтобы взрослые вспомнили себя