Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Учебное и научное исследование Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в « большой » науке. Если в науке главной целью является открытие новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимися функционального навыка исследования.
Структура научного исследования Закон(закономерность) Теория Гипотеза Объяснения Результаты Эксперимент Рабочая гипотеза качественныеколичественные наблюдения факты Гипотеза: А) Применяется Б) Изменяется В) Отвергается
Исследовательская деятельность школьников На урокеВо внеурочной деятельности Исследовательского метода обучения Некоторые нетрадиционные уроки Проведение учебного эксперимента Домашнее задание исследовательского характера Исследовательская практика Написание ВЭР Участие в образовательных экспедициях На факультативах Работа в школьных УНИО Участие в олимпиадах и конкурсах
Развитие субъкт - субъектных отношений в исследовательской деятельности Коллега – коллега Наставник – младший товарищ « Наставник » и специалист
Классификация исследовательских задач в школе Задачи практикума Исследовательские задачи Научные задачи
Типы исследовательских и практических работ Проблемно – реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские
Место исследовательской деятельности в образовательном процессе школы Курсы базовой части учебного плана Часы школьного компонента Блок дополнительного образования
Для планирования и организации исследовательской деятельности учителю нужно знать как составить учебно - тематический план курса, в котором предусматривается исследовательская деятельность обучающихся ; как подготовить обучающихся к работе над учебным исследованием ; как адаптировать известные учебное исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения ; как разработать учебное исследование ; как оценить выполнение педагогических задач в результате работы над учебным исследованием ; как осуществить учебное исследование ; какие формы образовательной деятельности применять ; с кем консультироваться по вопросам содержания исследовательской деятельности.
встреча с учёным ; выпускная экзаменационная работа ; дебаты ; дискуссия ; заседание секции УНИО ; интеллектуальная игра ; исследовательская практика ; конкурс УИР ; конференция ; круглый стол ; образовательная экспедиция ; олимпиада ; посвящение в члены УНИО ; предметная неделя ; публичная защита УИР ; работа УНИО в целом ; сотрудничество с УНИО других школ ; социальный проект ; учебный проект ; факультатив ; чтения ; экскурсия в учреждения науки ; ярмарка научных достижений учащихся ; СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предмет информирования и агитации
афиша ; буклет ; выступление на педагогическом совете ; выступление на родительском собрании ; день открытых дверей ; корпоративные. сувениры ; листовка ; методическое пособие ; объявление ; отличительный знак, эмблема ; презентация ; приглашение ; программа ;. сайт ; сообщение по школьному радио ; устная « реклама », проводимая активными участниками ; е -mail- рассылка ; sms- рассылка ; Способы информирования и агитации
Учебное исследование с точки зрения учителя это интегративное дидактическое средство развитие обучения и воспитания, которое учит : проблематизации целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика ; самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности исследования ); представлению результатов своей деятельности и хода работы ; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектировки ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео -, аудио - и сценических представлений и др.); – поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания ; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях ; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования ; проведению исследования ( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению ).
Элементы исследовательской деятельности, которые нужно формировать у учащихся в процессе работы над исследованием презентационные мыследеятельностные коммуникативные поисковые информационные
При работе над исследованием необходимо учитывать следующее Задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в ЗБР Интерес к работе и посильность определяют успех и формируют мотивацию На старте необходимо грамотное погружение в проблему Четко спланировать с учеником предстоящую работу Развивать исследовательские умения в ходе работы Определить перспективу практической и социальной пользы исследования Проводить работу поэлементно ( в том числе в рамках традиционных занятий )
Что оценивать в исследовании степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом ; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли ; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН ; количество новой информации, использованной для выполнения работы ; степень осмысления использованной информации ; уровень сложности и степень владения использованными методиками ; оригинальность идеи, способа решения проблемы ; осмысление проблемы исследования и формулирование цели исследования ; уровень организации и проведения презентации : устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности ; владение рефлексией ; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации ; социальное и прикладное значение полученных результатов.
Три вектора работы в школе по обеспечению управленческо – методического сопровождения учебно – исследовательской деятельности учащихся Разработка и внедрение внутришкольных нормативных документов Формирование и внедрение методических рекомендаций учителям, выступающим в качестве консультанта Создание и внедрение дидактических рекомендаций учащимся