Игры детей в фантазийные страны-утопии Алексей Сергеевич Обухов, к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета
Манипулятивные игры
Подвижные и спортивные игры
Сюжетно-ролевые игры
Игры с правилами
Режиссерские игры и игры-импровизации
Фантазийные игры в страну-утопию или страну-мечту Ограниченный круг включенных в игру; Продолжительные во времени; Возрастные границы (в пределах от 7 до 12 лет); Наличие лидера – генератора идей; Локализация в пространстве; Выработка собственной символики; Выработка в игре правил игровой деятельности; Вариативность деятельности в игре
Конституция К.К.Р.
Заключение: 1. В процессе игры в страну-утопию дети осваивают различные универсальные типы мыследеятельности, такие как управление (создание распоряжений, законов в стране, управление взаимодействиями участников, выстраивание правил игр), конструирование (сбор «штабов» на деревьях, создание различных приспособлений), творчество (написание и проведение конкурсов стихов, рисунков), исследование (целенаправленное изучение растений и животных, поиск нужных деревьев для залезания, освоение нового пространства).
Заключение: 2. В игре четко прослеживается освоение детьми природного пространства через изучение новых растений, деревьев, насекомых, использование их в непосредственной жизни в стране К.К.Р. Рукотворное пространство осваивается через конструирование строений, освоение урбанистического пространства и обустройства природной местности, а также создание различных рукотворных предметов – изобретений, книг, газет, отображающих жизнь страны. Освоение социально-нормативного пространства отображается через взаимоотношения со сверстниками (воины, происшествия в школе), а также различные награды за активное участие в жизни страны. Знаково-образное пространство осваивается через такие символы страны как герб, флаг, деньги, какорейский алфавит.
Заключение: 3. Содержание игры детей и подростков в страну-утопию во многом зависит от историко-культурных контекстов культуры взрослых. Элементы и нормативы действия присваиваются через имитативные действия, используются во многом по модельному принципу. Содержание игры связано с историко-культурными контекстами, но скорее по внешним формам и элементам, используемым в своей игровой логике. 4. Фантазийные миры детей и подростков в определенной мере выступают средством саморазвития личности, в которых начинает доминировать позиция подростка к порождению и регуляции нормы деятельности.
Заключение: 5. Игра в фантазийные миры (страны- утопии) – особый тип игры, которая имеет свою сложно организованную логику развития. Игра в страну-утопию может рассматриваться как особое субкультурное средством саморазвития личности, позволяющее ей выходить за пределы освоения социокультурных норм деятельность и становиться автором такого нормирования.