Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся. Передовой педагогический опыт – это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КРИТЕРИЙХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЯ 1.АктуальностьСоответствие: Социальному заказу государства и общества. Закону об образовании. Прогрессивным тенденциям развития общества. Региональной образовательной политике. Идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практики. Профессиональным интересам педагогического сообщества. Миссии, программе развития и образовательной программе ОУ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КРИТЕРИЙХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЯ 2. НаучностьСоответствие основополагающим положениям «классической» и современной педагогической науки. 3. РезультативностьДостижение устойчивых положительных результатов, признанных таковыми на основе анализа и с учетом независимых экспертных оценок. 4. НовизнаНовизна должна сопровождаться заметными качественными изменениями. Может заключаться в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КРИТЕРИЙХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЯ 5. СтабильностьИспользование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся. 6. ОптимальностьДостижение наилучших результатов при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся (при условии, что данный опыт не может быть помехой в решении других образовательных задач). 7. ПерспективностьВозможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Критерии опыта, выделяемые М.М. Поташником: Длительность функционирования. Модернизация опыта на протяжении нескольких лет с учетом ряда значимых факторов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Методика изучения опыта по Ф.Ш. Терегулову: ЭТАП КРИТЕРИЙ Обнаружения (распознавания) Устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательной работе ИзученияАнализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта ОбобщенияГлубокое понимание сути опыта, его идеи Распространения; внедрения Создание базовой модели опыта, которая может быть приемлема в других ОУ, другими практиками; разработка рекомендаций по использованию опыта.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ОПЫТА: 1) Введение: Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы; решаемые при использовании данного опыта; идеи, лежащие в основе; охват (или диапазон использования); адресат. Тема и цель. Актуальность и перспективность. Условия возникновения и становления опыта. Принципиальная новизна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ОПЫТА: 2) Определение противоречий, побудивших автора к поиску новых решений. 3) Научно-методическое обоснование: анализ (проблемный) литературы, выделение идей, на которые опирается автор, «история вопроса» и степень разработанности проблемы предшественниками автора. 4) Сущность опыта, его ведущая идея: отличие опыта от уже существующих, новизна и факторы успешности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ОПЫТА: ЦЕЛЬ (для чего) СОДЕРЖАНИЕ (что) МЕТОДЫ И СРЕДСТВА (как) РЕЗУЛЬТАТ (и способы его оценки)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ОПЫТА: 5) Условия, при которых создавался опыт: Личные и профессиональные качества педагога. Возрастные и личностные особенности учащихся. УМК, методические пособия, используемые в процессе работы. Длительность функционирования опыта и динамика его становления.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ ОПЫТА: 6) Результативность; критерии результативности. 7) Трудоемкость: временные, интеллектуальные, материальные затраты. 8) Доступность: возможность использования в других «контекстах»; варьирование с учетом ряда факторов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА: Анкетирование, опрос. Наблюдение. Посещение уроков, мероприятий с их анализом. Изучение УМК. Изучение рабочей документации. Проведение контрольных работ, подтверждающих эффективность. Разработка и использование КИМов, соответствующих характеру опыта.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА: Педагогический совет. МО. Творческий отчет. Конкурсы. НПК. Публикации. Семинары. «ОКНА ОПЫТА». Сопровождение коллег внедряющих опыт через наставничество, систематическое консультирование и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РИСКИ: Формальный характер деятельности по распространению опыта. Вся работа по распространению опыта ложится на плечи автора (учителя). Неадекватная оценка опыта, отсутствие его глубинного анализа («эйфория автора/авторства»). Накопление материалов ВМЕСТО их систематизации. Отсутствие критериев оценки эффективности внедрения опыта. Отсутствие внимания к проблеме использования опыта в «измененных» («чужеродных») условиях.
КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ СТАТЬИ: ПО СОДЕРЖАНИЮПО ФОРМЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Научность (использование (опора на) научных методов познания и оценки явлений) Логичность (очевидность причинно- следственных связей, взаимосвязанность частей) Новизна и оригинальность (новая идея, технология, способ…; часто – в сравнении с имеющимся опытом) Ясность (понятность использования терминов; наличие иллюстрирующих примеров)
КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ СТАТЬИ: ПО СОДЕРЖАНИЮПО ФОРМЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Практичность (возможность переноса в «чужую» деятельность; наличие «путей передачи» опыта) Оригинальность (наличие удачных аналогий, цитат, рисунков, схем, композиционных решений) Методичность (определяется количеством и полезностью материалов в статье) Полнота (присутствие основных структурных частей, завершенность текста) УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ: достоверность цитат (соблюдение а/прав, аргументированность выводов, наличие статистических данных, корректность и логичность их интерпретации.
СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ: 1) Определи (выпиши) главные достижения своего опыта, то, чем ГОТОВ, ХОЧЕШЬ, ЖЕЛАЕШЬ НУЖНЫМ ПОДЕЛИТЬСЯ. 2) Определи, на решение какой главной педагогической задачи (проблемы, конфликта…) направлен опыт. 3) Определи (узнай, сформулируй, систематизируй), как эта проблема решалась раньше, чей опыт уже описан.
СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ: 4) Сформулируй, что НОВОЕ накопил (нашел, проработал, открыл) именно ты по заявленной проблеме. 5) Наметь структурные части статьи: введение (и его составляющие), содержание опыта (и его составляющие), выводы (обобщения). 6) Попытайся сначала написать аннотацию к своей статье (как бы она могла выглядеть в методическом журнале).
СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ: 7) Продумай графическое, иллюстративное, табличное сопровождение (возможно – приготовь его до начала создания текста). 8) Напиши, отредактируй и оформи статью в соответствии с требованиями.
ПОДСКАЗКИ: Посмотри на опыт, который собираешься излагать, глазами своего коллеги: что ему важно, интересно узнать; что поможет ему внедрить предлагаемый опыт в собственную практику. Написав статью, составь ее план по созданному тексту. Определи, логичен ли он. Соотнеси каждый вывод с заявленной позицией; «посчитай» тезисы и выводы в статье.
КОМПОЗИЦИЯ: 1) ИНДУКТИВНАЯ – от частного опыта решения проблемы к научному (методическому) обобщению. 2) ДЕДУКТИВНАЯ – от общего научного (методического) положения к доказательству (рассмотрению на примере конкретного опыта)
ТЕМА: 1) Освоение литературоведческой терминологии с помощью составления словаря терминов при изучении поэтических текстов в классе. 2) Условия формирования устойчивых навыков проверки и редактирования текстов сочинений учащимися старших классов. 3) Система проблемных вопросов как способ обучения анализу эпизода в 9-11 классах.
ТЕМА: 4) Ресурсное обеспечение подготовки к ЕГЭ в профильной школе. 5) Как выбрать пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к ЕГЭ? 6) Учебно-исследовательская деятельность школьников и роль библиотеки в развитии навыков познавательной самостоятельности.