Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Шуклина Светлана Геннадьевна
Б.Г.Ананьев, «…самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА – ЭТО РАЗВИТИЕ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВНЕШНИХ СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ: ИХ ФОРМЕ, ЦВЕТЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ПОЛОЖЕНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ,А ТАКЖЕ ЗАПАХЕ, ВКУСЕ И Т.П.
Восприятие ПамятьВнимание МышлениеВоображение Р а з в и т и е познавательных п р о ц е с с о в в Восприятие является фундаментом формирующегося интеллекта ребенка
П од сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств
* недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей; * знания детьми формы и цвета отрывочные и бессистемные; *навыки обследования предмета недостаточно развиты
* Формирование у детей систем перцептивных действий ( способов обследования предметов) * Формирование у детей систем сенсорных эталонов * Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Формы организации детей «Педагог и ребенок» - при совместной деятельности педагога с ребенком; «Я и мама» - при совместной деятельности с ребенком в домашних условиях; «Я – сам» - при самостоятельной деятельности ребенка с дидактической игрушкой или пособием
Методы работы с детьми Словесные ( рассказ, ответы- вопросы, объяснение, художественное слово ); Наглядные (рассматривание, сравнение ); Практические ( экспериментирование, продуктивная деятельность ) Игровые ( игровая деятельность )
Этапы работы с с дидактическим пособием 1 этап – первичное ознакомление с пособием, дидактической игрой; 2 этап – совместное изучение пособия, игры (взрослый и ребенок); 3 этап – самостоятельная работа ребенка с пособием, дидактической игрой ; 4 этап – Совместная деятельность нескольких детей
ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма) ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
Диагностика В результате проведенной работы у детей наблюдалась: положительная динамика уровня развития мелкой моторики; сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах; сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку; улучшились показатели внимания, памяти, речи.
Спасибо за внимание!