Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи
Отечественная культура рубежа XIX-XX вв. – нервное пламя свечи, которое вспыхнуло ослепительно феерическим светом перед тем, как погаснуть навсегда. Это период расцвета литературы, искусства и религиозной мысли, названный Серебряным веком, обнаружил устремленность к вечному в мире явлений и жажду духовной красоты. Д. С. Лихачев
Михаил Александрович Врубель ( ) Фото 1895 года Он создавал новые мифы и новый преображенный мир.
Он был похож на вечер ясный – ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет. А. Блок Демон сидящий
Демон летящий Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица – все это, помимо желания художника, работает на создание образамировой скорби
Демон поверженный Оно (лицо) становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его (Демона) поза, его сложение имели в себе что-то пыточно вывернутое… А. Бенуа
Царевна - лебедь М. Врубель нашел совершенно новое, необычное решение для изображения на холсте вечной драмы любви и разлуки. Красота царевны, грусть и укоризна в ее взгляде, мрачный пейзаж, подчеркивающий тяжесть момента расставания, уводят внимание зрителя от чуда преображения, которое запечатлел художник. Запечатлел так убедительно, что у зрителя даже не возникает мысли о возможности такого преображения. На картине представлена не царевна и не лебедь, а Царевна- лебедь.
Пан Умейте радоваться жизни! Я влюблялся, страдал, но я умел радоваться, я был счастлив! Не забывайте обо мне! Любите жизнь!