Русское словообразование Курс по выбору для учащихся 8-9 классов Арабкаевская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка Курс посвящен одному из самых интересных разделов отечественного языкознания - русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке - слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу слов, которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова. Курс служит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. Курс служит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. Учитывая то, что словообразование является источником необыкновенной выразительности и словарного богатства русского языка, данный курс предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в текстах художественной литературы.
Содержание курса Как образуются слова в русском языке. (17 часов) Словообразование как путь пополнения словарного состава русского языка.(1 час) Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава русского языка. (1 час) Механизм образования нового слова. (1 час) Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы образования. (7 часов) Сложение слов. Типы сложных слов и их написание. Аббревиатура. (4 часа) Аббревиатура. (4 часа) Неморфологические способы образования: переход слова из одной части речи в другую. (2 часа) Разные типы словообразовательных словарей и работа с ними. (1 час)
Тематическое планирование ТемаКол-во часов Дата 1. Введение. Словообразование как путь пополнения словарного состава русского языка. 1 час 2. Источники пополнения словарного состава русского языка. 1 час 3.Механизм образования нового слова.1 час 4.Приставочный способ2 часа 5.Суффиксальный способ2 часа 6. Приставочно-суффиксальный способ2 часа 7. Бессуффиксный способ1 часа 8. Сложение слов2 часа 9. Аббревиатура.2 часа 10. Неморфологические способы образования слов2 часа 11. Разные типы словообразовательных словарей. Работа с ними. 1 час
Библиография А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. – М.: Творческий центр, А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. – М.: Творческий центр, Русский язык для 9 класса. Упражнения и задания для повышения грамотности. Составитель: Грязнова М.И.. – Волгоград, Русский язык для 9 класса. Упражнения и задания для повышения грамотности. Составитель: Грязнова М.И.. – Волгоград, Дидактический материал к учебнику русского языка. 8 класс. – М.: Просвещение, Дидактический материал к учебнику русского языка. 8 класс. – М.: Просвещение, Б.В.Казанский. Приключения слов. - Санкт-Петербург, Б.В.Казанский. Приключения слов. - Санкт-Петербург, Н.Г.Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. В 2-х частях. – М.: Айрис-Пресс, Н.Г.Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. В 2-х частях. – М.: Айрис-Пресс, Н.Григорьева. Русский язык. Тесты и упражнения для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-Пресс, Н.Григорьева. Русский язык. Тесты и упражнения для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-Пресс, А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр, А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр, В.В.Колесов. Гордый наш язык. – Санкт-Петербург, В.В.Колесов. Гордый наш язык. – Санкт-Петербург, Л.А.Жердяева. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Карточки- задания. 9 класс. – Новосибирск: Владос, Л.А.Жердяева. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Карточки- задания. 9 класс. – Новосибирск: Владос, 2000.