ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ формирования у воспитанников интегративного качества «Эмоциональная отзывчивость»
Интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне - это состояние организма когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка - являются итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
«Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками»; «Любознательный, активный»; «Эмоционально отзывчивый»; «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»; «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»; «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»; «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Эмоциональная отзывчивость – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями экспрессивного самовыражения.
- откликается на эмоции близких людей и друзей; - сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; - эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- откликается на эмоции близких людей и друзей: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами (беседа о чуткости); игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций («Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Выбиваем пыль»); - сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов: игры, упражнения на развитие эмпатии («час тишины», «паутинка»),чтение и обсуждение с детьми сказок, стихотворений включающих эмпатические ситуации, элементы сказкатерапии; - эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы: (рассматривание картин отражающих разные эмоциональные состояния людей, рисуем свое настроение, слушание музыкальных произведений)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЭМПАТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИ ДЕТИ Неделя толерантности Игры, упражнения: «Час Тишины», «Паутинка» ДЕТИ КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье» Неделя толерантности Неделя толерантности СЕМИНАР «Формирование эмпатии в детско-родительских отношениях» «СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА» Упражнения «Это здорово!», «Волшебные очки» Семинар-практикум «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия» Консультация «Развитие культуры толерантности».
Технология системной паутинки позволяет решить следующие задачи модернизации дошкольного образования: - повысить качество психологического сопровождения дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГТ; - создать условия для совершенствования психологической культуры педагогов и родителей;