ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Задачи: 1. Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. 2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. 3. Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих: - программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета); -программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программы внеурочной деятельности; - программы коррекционной работы.
Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения : - повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения ФГОС; - качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС; - обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно -деятельностного подхода; - создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся; - организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
Взаимодействие с администрацией
Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС: - взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС ); - участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП; - участие в разработке ООП; - рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП; - разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС; - выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС: - формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и создание предпосылок к овладению педагогами системно - деятельностным методом; - разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС; -разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов; - осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно–образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
Взаимодействие с обучающимися
Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО: - развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных; - разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД; - предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС; - составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ; - элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье; - обеспечение преемственности ООП.
В рамках данной задачи педагогом-психологом может быть осуществлена следующая деятельность: - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося; - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; - оценка сформированности УУД обучающихся; - выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; - определение особых образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие с родителями
Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС: - психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов; - проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП; - формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей; - развитие рефлексивного общения родителей с ребенком; - диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.
Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
-достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы; - психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса; - обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы; -достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности; -обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования; - функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; - сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
Весны в душе, счастья, успехов!