«Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» [ С.Л. Рубинштейн]
Структура мотивационно- потребностной сферы личности
Потребность - это переживание нужды, нехватки, дефицита, отсутствия чего либо, что необходимо для нормальной жизнедеятельности организма
Иерархия потребностей ( по А. Маслоу )
Этапы развития потребности Существование потребности до встречи с объектом Хаотичная поисковая активность Опредмечивание потребности (рождение мотива) Целенаправленное поведение
Мотив - это опредмеченная потребность, побуждение к деятельности
Классификация учебных мотивов Внешние мотивы (социальные) долг и ответственность понимание социальной значимости учения стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими стремление к лидерству, престижу, желание оказаться в центре внимания получение похвалы, одобрения, материального вознаграждения стремление получать высокие отметки социальное сотрудничество стремление избежать наказания Внутренние мотивы (познавательные) связанные с содержанием учения: стремление узнать новые факты, понять закономерности, проникнуть в суть явления связанные с процессом учения: стремление проявить интеллектуальную активность, преодолеть препятствия в процессе решения учебных задач мотивы саморазвития
Механизмы развития учебной мотивации Прогрессивный путь Регрессивный путь (сдвиг мотива на цель) Внутренние мотивы (цель - усвоение новых знаний, развитие способностей) Внешние мотивы (сдвиг внешнего мотива - (через педагогические одобрение, положительная воздействия: чрезмерное оценка) внимание, завышение оценок, критику, наказание)
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика с учетом возраста и требований современной жизни Предоставление учащимся свободы выбора Максимально возможное снятие внешнего контроля, минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения Развитие у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности через предоставление возможности проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность Ориентация преподавателя на индивидуальные стандарты достижений учащихся при оценивании их результатов Преподаватель должен быть личностью с высокой внутренней мотивацией к педагогической деятельности, высоким профессионализмом и уверенностью в себе Формировать у учащихся «чувства причастности» к тому делу, которое они выполняют через постановку реалистичных целей, воспитание адекватности самооценки, уверенности в успехе, переживания ответственности за свои действия и их последствия Оценочная деятельность педагога должна быть основана на оптимистической стратегии и оказывать положительное воздействие на эмоционально- волевую сферу учащихся и их самооценку