НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Благодаря существованию народных промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей. Благодаря существованию народных промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.
Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников.
На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки.
Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.
Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд.
Городецкая росись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области. Городецкая росись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе. До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
ГЖЕЛЬ
ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь». ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет).
Мотивы гжельской росписи
Изделия гжельских мастеров
ХОХЛОМА
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома". Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
Жостово - прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Жостово - прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. ЖОСТОВО
"Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. "Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного.
Основной мотив Жостовской росписи цветочный букет прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Основной мотив Жостовской росписи цветочный букет прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Село Палех старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население 6400 человек, из них 500 художников. Село Палех старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население 6400 человек, из них 500 художников. ПАЛЕХ
В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Воскресение Христово г.
Современный Палех один из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры. Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры.
Яловенко Г. В., Русские художественные лаки, 2 изд., М., koltso.ru/ivanovo/prom_palex.htm