Возможности и специфика применения проектного метода. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.»
Проект: Из латыни «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»; Современный – идея, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью; Технический – замысел нового объекта, материализованный в чертежах, схемах..
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Основной целью проекта является формирование твор ческого мышления учащихся.
Задачи проектной технологии: развитие познавательных умений и навыков учащихся; развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить. критически мыслить.
Проектная деятельность, может осуществляться по следующим основным направлениям: общие проекты (олимпиады, конкурсы); проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия); проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен); международные проекты
Типы проектов: По предметно-содержательным областям: монопроекты (в рамках одной предметной области); межпредметные. По характеру контактов: внутренние или региональные (в пределах одной страны); международные (участники являются представителями разных стран).
Типы проектов: По количеству участников: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных училищах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников); региональные; российские; международные.
Типы проектов: По продолжительности выполнения проекта: - краткосрочные (несколько уроков); - средней продолжительности (от недели до месяца); - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Типы проектов: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские; информационные; творческие; игровые; практические; ознакомительно-ориентировочные.
Структура деятельности преподавателя и учащегося при использовании метода проектов. УчащийсяПреподаватель Определяет цель деятельности. Помогает определить цели деятельности. Открывает новые знания.Рекомендует источники получения информации. Экспериментирует.Раскрывает возможные формы работы. Выбирает пути решения.Содействует прогнозированию результатов. Активен.Создает условия для активности школьника. Субъект обучения.Партнер ученика. Несет ответственность за свою деятельность. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Метод проектов способствует активизации всех сфер личности учащихся интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества.
Элементы проектной деятельности : Выбор проблемы, обоснование практической значимости её результата ; Выбор проблемы, обоснование практической значимости её результата ; Определение цели и поэтапных задач ; Определение цели и поэтапных задач ; Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы ; Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы ; Формирование гипотезы проекта ; Формирование гипотезы проекта ; Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников ; Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников ; Информационное обеспечение проекта. Информационное обеспечение проекта.
Этапы проектной работы. I этап_____ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ II этап_____ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Ш этап_____ РЕФЛЕКСИВНЫЙ IV этап_____ ТЕХНИЧЕСКИЙ V этап_____ ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Возможные результаты (« выходы ») проектной деятельности : альбом, газета, журнал, книжка - раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир - поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, чертёж, экскурсия.